Ленинградцы особенные люди, они никогда не сдаются. А еще обычно возвращаются в свой город, «знакомый до слез». Пусть и не всегда живыми. На Литераторских мостках, что на Волковском кладбище, отныне упокоились прославленные наши земляки двукратные олимпийские чемпионы по фигурному катанию супруги Людмила Белоусова и Олег Протопопов, который завещал похоронить себя вместе с женой и рядом со своей мамой, балериной Агнией Груздевой и отчимом, поэтом Серебряного века другом Анны Ахматовой Дмитрием Цензором.
О Людмиле Белоусовой и Олеге Протопопове можно рассказывать много и долго. Здесь недостаточно того, что они – первые в истории нашей страны двукратные олимпийские чемпионы по фигурному катанию. С их успеха ленинградская — петербургская школа парного катания начала свое лидерство в мире, которое отчасти продолжает и поныне. При этом Олег всегда был движущей силой дуэта, а Людмила – идеальной партнершей, ее грациозность и лиричность создавали визитную карточку пары.
«Я познакомилась с Олегом Протопоповым в 1946 году, когда нас записали в секцию фигурного катания во Дворце пионеров имени Жданова, которую возглавляла ученица Николая Панина-Коломенкина (выдающийся российский спортсмен, фигурист, олимпийский чемпион Лондона-1908 в дисциплине «специальные фигуры» — прим.ред.) Нина Леплинская (двукратный серебряный призер довоенных чемпионатов СССР в женском одиночном катании – прим.ред.), — вспоминает 91-летняя Майя Кадышева, блокадница. — Осенью мы занимались в зале у станка, а зимой в саду возле огромной клумбы заливали лед – из простого шланга. Олег отличался от нас, весь сложенный из прыжков, вращений, балетных поз, он очень любил этот вид спорта. Однажды Нина Васильевна пригласила на тренировку Николая Панина-Коломенкина, который на Олега посмотрел очень внимательно и произнес: «Береги его, у него большое будущее». И оказался пророком. У меня есть фотография, которая особо дорога. В 1969 году в «Юбилейном» проходил чемпионат Союза по фигурному катанию, я зашла в раздевалку. Олег узнал меня и обнял, мы вспоминали наше тяжелое блокадное и послевоенное детство. И тогда он взял фотографию и подарил с дарственной надписью «Я помню детство наше и не забыл Майю Кадышеву».
«Это любимые люди с большой буквы, божественные педагоги, – добавляет мастер спорта СССР по фигурному катанию ученица Белоусовой и Протопопова Марина Фролова. – Мне запомнился тот день, когда мне исполнилось 16 лет. 29 июня на катке шла тренировка, и наставники, двукратные олимпийские чемпионы, лично поздравили меня с днем рождения прямо на льду – вместе с остальными их учениками».
Олег Протопопов и Людмила Белоусова легендами мирового фигурного катания стали еще при жизни. Они дважды завоевывали золото Олимпийских игр – в 1964 году в Инсбруке (Австрия) и 1968 году в Гренобле (Франция), были шестикратными чемпионами СССР (1962 – 1964, 1966-1968), четырехкратными чемпионами Европы (1965-1968), четырехкратными чемпионами мира (1965-1968), не считая серебряных и бронзовых наград.
Прежде всего, Олега Протопопова и Людмилу Белоусову отличала необычная, буквально «лебединая» верность друг к другу: с тех пор, как они встали в пару в 1955 году, ни разу не проскальзывало ни намека на возможный разрыв — ни на льду, что свойственно огромному количеству современных фигуристов, ни чуть позже в семье. 60 лет счастливой супружеской жизни. А в спорте они стали настоящими новаторами. Потому что прежде композиции в парном катании были простым набором технических элементов, исполняемых в неразрывной связи с музыкальной темой, которая в этот момент звучала на катке. При этом тодесы, поддержки и прыжки были необычайно легкими по исполнению, а каждый жест — как слово, обращенное к партнеру. Поэтому и постановки требовали особого духа, настроя.
«Олег и Люда обожали заниматься «при закрытых дверях», в обстановке секретности, — припомнила в разговоре с корреспондентом «ПС» Лидия Киселева, «архивариус» питерской Академии фигурного катания, которая в те годы выступала «одиночницей» в чемпионатах СССР и наблюдала за фигуристами со стороны. — Запирались в бывшей церкви (в здании на 15-й линии Васильевского острова, — прим.ред.), где размещался закрытый каток, чтобы никто не подсматривал».
После окончания спортивной карьеры Протопопов продолжил выступать вместе с Белоусовой — в Ленинградском балете на льду. Но в 1979-м после зарубежных гастролей супруги эмигрировали в Швейцарию.
А когда во время бернского чемпионата континента-2011 по фигурному катанию журналист Томас Велти опубликовал в «Бернер Цайтунг» статью, в которой сообщалось, что Олегу и Людмиле не хватает средств, чтобы приехать на этот турнир, это буквально вызвало переполох в местных верхах. В итоге президент Берна (так официально называется должность, которую питерцы назвали бы мэрской) Александер Чеппет, лично встав в центр круга на «ПостФинанс арене», обнял и пожал руки приглашенным. Затем вручил им пригласительные билеты на чемпионат и презентовал по ножичку, с дарственной надписью.
Корреспонденты «ПС» сами бывали в гостях у Олега Протопопова и Людмилы Белоусовой, которая прекрасно вела домашнее хозяйство и готовила вкусные домашние булочки. Звездная пара проживала в уютном, но скромном шале (коттедже) под названием «Аамолтра» («Вишня» — в переводе) в городке Гриндельвальд. В частности, Людмила много времени проводила на катке, работала с местными фигуристами, да продолжала кататься сама — вместе с мужем.
Еще Протопопов и Белоусова рассчитывали вместе прожить 280 лет — по 140 каждый. И не влачить при этом существование, а работать активно. Для этого они использовали оригинальную методику оздоровления: в частности, Людмила соблюдала строгую фруктовую диету, занималась подводным плаванием, даже отдыхала по особенной методике. Олег ежедневно вставал на специальный вращающийся снаряд в форме круга, тренировки на котором улучшали вестибулярный аппарат. В сентябре 2015 года 79-летняя Белоусова и 83-летний Протопопов выступили на льду в США на «Вечере с чемпионами».
«Олег Протопопов говорил: «Движение это жизнь». Поэтому он и Людмила Белоусова каждый день без выходных уделяли тренировкам в Гриндельвальде на катке по три часа, в бассейне отрабатывали поддержки, – продолжает Фролова. – В Швейцарии их очень любили. В сентябре в День пожилого человека в сентябре они исполняли программы бесплатно. Кроме того, ежегодно на протяжении 26 лет выступали в Гарварде, в США, в поддержку детей, больных раком. И установили своеобразный рекорд. Из Гарварда прислали им письмо, что за всю историю прокатов именно они продемонстрировали композиции на льду больше всех других фигуристов в мире».
К слову, именно Марина Фролова выступила одним из вдохновителей и исполнителей возвращения праха легендарных фигуристов в город на Неве. Подготовка к этому, по ее словам, шла около десяти месяцев.
«Когда Олег Протопопов вернулся на несколько дней в родной город (в ноябре 2005 года по приглашению Федерации фигурного катания Санкт-Петербурга – прим.ред), он прибыл на могилу матери. «Запомни, когда нас не станет, мы должны лечь рядом», – вспомнила его слова Марина Фролова. – И нам удалось закрыть последнюю страницу этой красивой жизни. Неоценимую помощь оказали Министерство спорта России и особенно Министерство иностранных дел. Хотя было непросто. Благо прах Людмилы Олег хранил у себя дома в Гриндельвальде шесть лет, пока был жив, а в муниципалитете самой швейцарской деревни знали о его завещании и поэтому не предавали земле обе урны».
Следующая задача состоит в том, чтобы вернуть на берега Невы дневники Олега Протопопова, а также книгу и документальный фильм, которые прославленные фигуристы снимали в Швейцарии о самих себе. Сейчас все это находится в Гриндельвальде. И – установить на могиле достойный им памятник.
Правда, некоторых российских экспертов фигурного катания неприятно поразил тот факт, что церемония захоронения праха Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова состоялась за три дня до контрольных прокатов в Петербурге, в «Юбилейном», всех ведущих «мастеров конька» нашей страны – к сезону-2024\25. А ведь федерацию фигурного катания Санкт-Петербурга возглавляет Антон Сихарулидзе, который в 2002 году стал олимпийским чемпионом в парном катании вместе с Еленой Бережной и, можно сказать, через несколько поколений принявший победную эстафету у Белоусовой и Протопопова! Дескать, отдать последний долг прославленным спортсменам не смогли чиновники и судьи, журналисты и фотографы, в конце концов, сами «наследники» – атлеты. Но, возможно, это было вызвано отсутствием на Литераторских мостках свободного пространства.
Однако главный долг великим фигуристам по-человечески отдать нам удалось…
Редакция «Питера спортивного»
Фото Бориса ОСЬКИНА