«Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке», – эти строчки песни Булата Окуджавы вспомнились по ходу фестиваля «Чаепитие в Копорье», который состоялся накануне в селе Копорье Ломоносовского района Ленобласти возле местной крепостной стены. Большой копорский хоровод, подчеркнули его устроители, стал символом солнца, радости и творческой силы и позволил окунуться в атмосферу древней Руси. И, да, подвижный образ жизни – тоже русская традиция.
Что ж, большой копорский хоровод, он, пожалуй, оправдал свое название. Впервые в нем объединились более 70 человек. А для того, чтобы пройти внутри него, потребовалось ни много ни мало 30 мужских шагов.
«Хоровод – это такая комплексная традиция, которая включает в себя здоровый и подвижный образ жизни, и гармоничное душевное состояние, – добавляет корреспонденту «ПС» исполнительный директор фестивального движения «Хороводы России» Владимир Шампаров. – Недаром появился термин: хороводотерапия. Это и традиция наших предков, которая досталась нам как некий культурный код, прошедший до нашего времени через века. Наконец, это шаги в будущее. Мы провели 15 августа на Дворцовой площади первый в мире «Космический хоровод», с участием космонавтов Роскосмоса. И более трех тысяч человек отправили подобным образом послание грядущим поколениям, потомкам. А оно, это послание простое: «возьмемся за руки в единстве, дружбе и сотворчестве».
Однако хоровод – не только лишь движение строго по кругу. У хороводов, между прочим, существуют разные рисунки. И названия у них весьма причудливые: «Змейка», «Ручейки», «Капуста», и «Галактика» (участники выстраивают линиями Луну, Солнце), «Сэлфи-хоровод» и даже «Шел Козёл по лесу». Единственное, водят его исключительно по часовой стрелке (по Солнцу).
«Все хороводы нравятся: в них очень позитивная энергетика, – уточняет корреспонденту «ПС» петербурженка Любовь Андреева, которая вместе с семьей впервые приняла участие в этом процессе, но весьма активно. – Это наши корни, символический обряд славянский. С удовольствием к нему приобщились, высвободили свою энергию. Активный образ жизни и движение мне по душе».
…Корреспондент «ПС» тем временем с огромным интересом разглядывал предметы, выложенные возле крепостной стены участниками физкультурного народного движения «Потехи часъ». Как оказалось, это тоже инвентарь спортивный.
«Вот картопал – забава нашего детства,– продемонстрировал предмет, очень похожий на винтовку, лидер этого движения Антон Бирюков. – Он стреляет картошкой. Сгодится для пальбы также рябина, боярышник и яблоки, просто картофель всегда под рукой. Основа изготовлена мной из велосипедного насоса – видите, видна даже надпись «Сделано в СССР». К ней приделана трубка для инъекций крупному рогатому скоту, которые в Советском Союзе продавались в ветеринарных магазинах. Я здесь аргоном приварил. А еще можно применять эпоксидную смолу или перемотанную изолентой пробку. Заряжается с дульной части – насаживаем на нее картошку, и в стволе остается часть продукта. Метров на триста выстрелить впору прицельно».
Народные забавы, которые практикуют участники движения, «Потехи часъ», можно использовать в качестве упражнений физической культуры, в отсутствие спортплощадок. Все они по-своему полезны. «Картопал», к примеру, развивает глазомер и точность. Крутка гвоздей – силу (особенно в предплечьях). Городки – меткость. Хождение на ходулях – вестибулярный аппарат. «Копыта» – чувство ритма, ощущение баланса.
«На День физкультурника мы проводили в петербургском Этнографическом музее зарядку в «русском стиле» – она назвалась «Культура движения», – продолжает Бирюков. – В ней использовались плясовые движения мужского танца. Даже они, поверьте, заставляют человека хорошенько пропотеть. В них задействованы все группы мышц. Особенно те, которые в обычной жизни у людей не работают».
Народные забавы
Для занятий физкультурой даже в городе не нужно строить специальных спортплощадок. Достаточно быть в курсе о народных забавах, с которыми корреспондента «ПС» ознакомили на фестивале в Копорье. Вот лишь несколько из них.
«Копыта»
Нужны два толстых деревянных бруса, каждый из которых закруглен на одном конце и при этом перетянут прочной тесемкой. Надевают эти брусы не на руки, как могло бы показаться – это не «гантели» и тем паче не «нунчаки» – а на ноги. И идут в них как в ботинках, с силой натягивая веревки. Задача состоит в том, чтобы так пройти как можно дальше. Или для начала просто устоять – а и это, убедился автор, весьма сложно.
«Козочки»
Напоминают детские качели советских времен, которые стояли во многих дворах близ «хрущевок». На круглый небольшой, но толстый деревянный брус кладут длинную доску, на которую участники забавы встают с двух сторон. Каждый из них поочередно прыгает – естественно, вверх. В результате чего, приземляясь, подбрасывает в воздух второго человека. Прыгать так вольготно сколь угодно долго. Пока кто-то из участников не вылетит с «козочек» – а это, поверьте, весьма легко.
«Рипка»
Отдаленно данная игра похожа на пинг-понг (настольный теннис, если кто не в курсе). Только называется она еще «ленивая лапта»: участники становятся по обе стороны от металлического или деревянного шеста, который для устойчивости закрепляют в центре колеса от телеги, и вокруг которого закручена леска с мячом. Игроки по очереди с силой бьют по мячику прямоугольными «лаптами» размером чуть меньше ракетки – закручивая «леску» в сторону соперника. Кто первым сделал это окончательно (закрутил), тот победил.
«Воробей»
Берется деревянный «чурбачок», в который вбивается колышек. На него ставится дощечка, с другой стороны проделывается луночка, куда кладут теннисный мяч. Участники располагаются на траве, «вода» (то есть бьющий) ударяет концом палки по концу дощечки – мячик подлетает, игроки на лету его ловят. Если же «снаряд» упал на землю, самый ловкий и шустрый подбегает к нему и с этого же места – непременно с этого — хватает мяч и кидает его, стараясь попасть либо по дощечке, либо по «чурбачку».
«Городки»
Это не классические городки, в которых металлической битой спортсмены выбивают с кона 15 фигур. Хотя «рюхи» здесь тоже присутствуют. Только выстраивают их на одной линии – и строго вертикально (то есть чтоб они стояли). «Битком» же выступает деревянный шар, который не бросают, а катят. Участники занимают положение напротив друг друга и с каждой стороны на равном расстоянии от «рюх». После чего по очереди запускают «биток» – этот процесс напоминает еще игру в боулинг. Задача – сбить «битком» деревянный брусок, заполучив подобным образом одно очко. А побеждает тот, кто наберет их больше.
Гонка колеса
Для этой забавы потребуется металлический обод (обычно от бочки, в которых огурцы «замачивают»). И либо кочерга, один конец которой будет скручен нами в сложный «узел», либо просто палка. «Крючком», который наклоняем в стороны, удерживаем обод и катим таким образом его по земле. Или подбиваем «колесико» палкой. Задача – прокатить это как можно дальше. Говорят, гоняли колесо с древних времен в Европе и отчасти в Северной Америке. И даже на греческих амфорах есть изображения этого занимательного процесса.