Когда на берегах Невы заходит речь о женском волейболе, то обычно вспоминают «Ленинградку» –– коллектив, который в минувшем сезоне впервые за долгие годы завоевал медали отечественной Суперлиги (бронзовые). Однако в Петербурге мяч над сеткой взмывает не только в крытых помещениях в матчах формата «шесть на шесть», но и на пляже.
Со стороны эта игра, входящая в программу летних Олимпийских игр, иной раз выглядит забавой стройных длинноногих девушек, одетых в стильные бикини. Впрочем, пляжный волейбол отнюдь не «два притопа, три прихлопа» –– это сложно-координационный и энергозатратный вид спорта. Во время финального раунда Кубка России по этой дисциплине обыватели-корреспонденты «Питера спортивного» побеседовали о его нюансах с очаровательными представительницами невского «бич-волея» –– Александрой МОИСЕЕВОЙ, Екатериной СЫРЦЕВОЙ, Юлией ГУСЕВОЙ и Екатериной ЗАЖИГИНОЙ.
–– Есть мнение, что в пляжный волейбол приходят преимущественно те, кто не сумел найти себя в «классической» игре (6 на 6). Или же те, кто с детства обожал «копошиться в песочке» у теплого моря. Насколько это обоснованно? И как в эту игру пришли именно вы?
Екатерина Сырцева: – Я тоже начинала с «классического» волейбола. Были успехи – поиграла в Высшей лиге «А» и «Б». И ничего не предвещало перехода. Но, когда мне исполнилось 20 лет, моя карьера оказалась на перепутье. Тогда-то Александра Моисеева и позвонила мне, предложив сменить вид спорта. Я решила: от такого предложения отказываться нельзя. И с 2010 года в пляжном волейболе. Хотя и возвращалась я на крытую площадку, выступала в «Ленинградке», правда, без особого уже энтузиазма. Пляж «затянул» – это более индивидуальная дисциплина, тебя на скамью запасных не посадят. Признаюсь: эго у меня большое. Но при этом пляжный волейбол – это отнюдь не легкая атлетика, а спорт командный. У всех у нас присутствует желание не отдохнуть под кондиционером, а проявить себя.
Александра Моисеева: –– А как такового детского «бич-волея» у нас и нет –– в спортшколах эту дисциплину добавляют лет в 14-15. Благо нынче существует много крытых комплексов. Дети, которые отыграли зимой на паркете, летом выходят на песок. И далее тренеры смотрят, кому из них какое направление подходит больше. Я начинала в «классическом» волейболе, в том числе играла в Суперлиге за молодежный состав ТТУ (женская команда с берегов Невы, предшественница «Ленинградки» –– прим.ред.). Но спонсоры клуба ушли. Передо мной встал выбор: либо уезжать из города, либо менять дисциплину. А я себя видела лишь в Петербурге. Поэтому в 20 лет ушла «на пляж» и выступаю здесь уже 21 год.
–– Но насколько развит нынче в Петербурге пляжный волейбол –– в сравнении с другими регионами нашей страны? Кажется, что в городе на Неве и пляжей не много, да и погода не балует…
А.М.: –– На любительском уровне пляжный волейбол в Петербурге, на мой взгляд, сильнейший в России. Как говорится, впереди планеты всей. Открытых площадок достаточно много – это, в частности, в центре «Динамо» на Крестовском острове, настоящей Мекке городского «бич-волея». Есть и другие – и на Елагином острове, и в Солнечном. Немало детей, которые вовлечены в этот спорт. Вот среди «профи» нынче существует лишь мужской «Зенит». Хотя женская сборная города также участвует в чемпионате России.
–– Волейбольные турниры среди «профи» проводятся на классической крытой площадке (18х9 метров — прим.ред.), на песке и еще на снегу. Чем они отличаются?
Юлия ГУСЕВА: –– Начнем с того, что я люблю тепло, песок и море. И главное, чтоб не было зимы. Мне даже по телевизору «холодно» смотреть на то, как люди в «минус 26» играют в Новом Уренгое. Кроме того, боюсь поскользнуться и получить травму. И на работу ходить с гипсом после этого тоже отвратительно.
Екатерина Зажигина: –– В «классике» есть связующая, которая может отпасовать едва ли пяти игрокам. А у нас вариант розыгрыша лишь один. Есть, правда, комбинации «вперед-назад», «быстрее-выше», но все равно они «читаются». И у нас в игре больше завязано на «физике». В тебя все время подают. «Грузят» ударами. В отсутствие «дыхалки» на песке будет очень сложно.
А.М.: –– Пляжный волейбол больше похож на фигурное катание или бальные танцы. Ведь у нас партнеры тоже очень трепетно относятся друг к другу. И получается вид спорта фактически индивидуальный, ближе к лаун-теннису. Но и пара состоит из двух человек, замен не предусмотрено. Поэтому необычайно многое зависит от отношений внутри этого маленького коллектива.
Е.С.: –– И вообще об этом можно говорить часами. Проще сказать, что в этих волейболах общее – прием снизу и непосредственно касание мяча. В остальном это совершенно разные виды спорта. Более того, пляжный волейбол, когда ветер дует и когда он отсутствует, –– тоже различные игры. В зависимости от погодных условий меняется разбег, отталкивание, передача мяча сверху, да и многое другое.
–– Матчи в волейболе на снегу проводятся в формате «три на три». Со стороны иной раз кажется, что на песчаной площадке не хватает третьего человека. Не следует ли в «бич-волее» увеличить количество партнеров до трех человек, чтобы удлинить розыгрыш очка и тем самым повысить зрелищность партий?
Е.С.: –– Нет, пространства нам достаточно. У нас и так площадка на метр короче по сравнению с «классикой». Если вводить третьего игрока, корт придется увеличивать в размерах.
А.М.: –– И ни для кого не секрет, что на летних Олимпийских играх пляжный волейбол –– самый зрелищный вид спорта, который собирает максимальную зрительскую аудиторию. Он уж давно проявил себя самостоятельной дисциплиной. Так что не нужно менять правила.
–– В футболе говорят: матч состоится при любой погоде. В пляжном волейболе ограничения существуют?
Е.С.: –– Только если гроза близко. Если судьи видят, что раскаты грома с молнией следуют с интервалом в пять секунд и меньше, то делают перерыв.
Ю.Г.: –– Погодные условия непредсказуемы. Ветер? Кто умеет с ним играть, тому он всегда помощник. Но ветер обычно уравнивает силы и шансы обеих команд.
–– Многие турниры в пляжном волейболе проводятся в красивых экзотических местах, в частности, на океанском побережье или вовсе в джунглях. Какие из «локаций», где играли вы, запомнились особенно? И почему?
А.М.: –– Мне посчастливилось играть на всех континентах, на турнирах высочайшего уровня –– чемпионатах мира и Европы, даже Олимпийских играх. Мы с Натальей Урядовой пробились на летнюю Олимпиаду-2008 в Пекин. Призового места там не заняли, но стали пионерами олимпийского «бич-волея» из России. Кроме того, я выступала на бразильских знаменитых пляжах –– на Копакабане, Ипанеме.
Е.С.: –– Не забуду Южно-Африканскую Республику (ЮАР), город Дурбан, что на самом юге. Там очень необычно разделение на белых и на темнокожих африканцев. На берегу, среди первых из них, ощущаешь себя в безопасности. Зато когда заходишь непосредственно в кварталы… Нас в отеле даже специально убеждали снимать с тела цепочки –– высока слишком преступность. А мы туда приехали как раз тогда, когда Нельсон Мандела умер (темнокожий президент ЮАР с 1994 по 1999 годы, ранее отсидевший 27 лет в тюрьме за борьбу против политики апартеида — прим.ред.). И в стране объявили траур. Мы ощущали себя странно. Вот в Бразилии красиво – Рио, пальмы. В Южной Корее было очень клево. Но обычно запоминается не место, где ты выступал, а усилие, которое потребовалось приложить на турнире.
Е.З.: –– В Таиланде, а еще и в Индии встречали нас с размахом, очень празднично, словно людей увидели впервые. И корты очень круто подготовили. И предоставили жилье с питанием и массажистами.
–– Говорят, что на площадках для «бич-волея» используется специальный песок из очень мелких фракций (0,1-0,9 миллиметра –– прим.ред.), который должен тщательно «просеиваться». Действительно ли он по стоимости словно «золотой»? И все-таки: случались ли на нем какие-то эксцессы?
Е.С.: –– Камни, случается, попадают. Но все-таки песок перед турнирами чистят.
М.А.: –– Песок хороший очень важен. Но он везде разный. Как в теннисе большом –– в зависимости от того, выходишь ты на «хард» или траву, меняется рисунок игры и условия отталкивания. Иной раз песок крупный –– по нему побегаешь и сразу получаешь на ступнях мозоли. Если «насыпной» (такой, как правило, привозят из карьеров –– прим.ред.), то он обычно легкий. А непосредственно на берегу реки или же моря он натуральный и очень глубокий. А иногда мы играем в парках, так там на площадках внизу часто глина. Покрытие такое вообще подобно полу.
–– Во время Олимпийских игр-2016 в Рио-де-Жанейро игры ватерпольного турнира среди женщин проводились в том числе и в открытом бассейне. Так в воде возле ворот голкипера сборной России Анны Карнаух плавали большие и мохнатые жуки…
Е.З.: –– Видела и ящериц, и огромных жуков. Но сильно они не мешали. А у морского берега только рачков и наблюдала –– никаких акул или же скатов –хвостоколов.
А.М.: –– А я однажды, возвращаясь с кортов, наблюдала, как обслуживающий персонал палками выгонял из-под пальмы змею, которая туда заползла. Признаюсь: было интересно. В другой раз, помню, в море начался отлив, и устроители турнира установили на берегу табличку: возле берега акулы, вы пойдете купаться на свой страх и риск. Мы с Натальей Урядовой (в дуэте с Моисеевой чемпионка Европы-2006, участница Олимпиады-2008 в Пекине –– прим.ред.) тогда так и не окунулись.
–– Пляжный волейбол предполагает проведение турниров у воды. Участница открытого Кубка России-2024 в Петербурге бразильянка Лилиане Маестрини заявила, что готова на спор переплыть холодную Неву. Благо она ныряет везде, где играет ––– даже в горных озерах Швейцарии. А любите ли вы купаться по ходу турниров? И входит ли в программу ваших тренировок специальная плавательная подготовка?
Е.С.: –– Уметь хорошо плавать нам не обязательно. Мы же далеко не заплываем. Но я искупаться стараюсь везде. На море или в океане всегда важно «галочку поставить», особенно после игры. Да, это классно –– «ноги помочить». А ведь случается и так: турнир проводится в жаркой стране, но поблизости от кортов воды нет…
Ю.Г.: –– Я родилась и выросла в Крыму –– в Финский залив никогда не полезу. Не хочу никого обидеть, но для меня это «помойка» и «болото». Вот в море искупаться –– то другое дело.
–– Откройте секрет: что непременно лежит в сумочке у пляжной волейболистки?
А.М.: –– На самом деле в ней должно быть всё. И шапка шерстяная, и крем от загара. Еще носки для пляжа, чтобы не замерзнуть, несколько купальников…
Е.С.: –– Крем от загара ––– это обязательно.
Е.З.: –– Парео, резинки, пляжные шлепки, второй «топик». Естественно, питьевая вода и мяч. И солнцезащитные очки, иногда две штуки. Крем от загара есть у меня, но не сейчас. В тропиках когда проводятся турниры, то организаторы в 40-градусною жару ставят для игроков тазик со льдом, куда и ноги свои можно опустить. И это очень круто.
А.М.: –– О, да, когда-то мы с Урядовой играли на Бали –– как раз-таки прямо на берегу океана. Было невероятно жарко, и рядом с кортами стояли огромные деревянные бочки со льдом и водой. Волейболистки в перерывах постоянно залезали в них, чтоб охладиться.
–– В синхронном плавании или в воздушной гимнастике спортсменки укладывают волосы и делают макияж зачастую по полтора-два часа. В пляжном волейболе девушки используют подобные «хитрости»?
Е.С.: – Я макияж не использую, потому что с меня он течет. Не «парюсь» по этому поводу.
А.М.: –– Но мы трепетно относимся к средствам защиты от солнца. Как ни крути, а все-таки на нем мы пребываем много времени, что не полезно. Солнышко «сжирает» силы и энергию.
Ю.Г.: –– Я, например, играю с длинными ногтями. Бить по мячу они не мешают –– ведь удар наносится, прежде всего, ладонью. Да все женские «придумки» могут идти в ход! Кто-то гели применяет, чтобы ненароком не коснуться волосами сетки –– за это очко отбирают.
Е.З.: –– А кто-то делает «косички» или завязывает волосы в хвостик. Еще у девушек стало модным наносить блестки на щечках или переводные «татухи» на тело. Но синхронное плавание это больше шоу, нечто театральное, пусть на воде. А нам нужно не красоту показывать, а мячи забивать.
–– Считается, что девушкам, которые играют именно в пляжный волейбол, проще найти себе супруга –– ведь они играют в открытых купальниках и тем самым неизбежно привлекают внимание представителей противоположного пола….
Е.З.: –– Девушки стараются продемонстрировать красивую игру, хотя в последнее время она и у женщин становится силовой, мужской. Это раньше женщины на корте преимущественно обманывали соперниц.
А.М.: –– Случатся, после турниров нам пишут –– нынче почти все сидят в социальных сетях, все досягаемо. Подходят, цветы дарят, восхищаются. Но не скажу, что за нами «охотятся». Но волейбольные семьи создаются –– мы с моим будущим мужем повстречались именно на корте, когда в «микст» играли. И до сих пор вместе.
Е.С.: –– Не все так просто как вам кажется. Пляжный волейбол –– не забег по пляжу в «бикини» с подкидыванием мячика. Это сложно-координационный вид спорта. Из красивого в нем лишь купальники. А в остальном – «конский» труд.
–– Как, кстати, подбираете купальник для игры?
М.А.: –– Он может быть ярким, красивым. Важно, чтобы хорошо смотрелся. Но самое главное –– это удобство, комфорт.
Е.З.: –– А иногда мы едем на игру и понятия не имеем, какого цвета подберут нам купальник. Вот в тайцах, которые до колен, нельзя играть – это точно. В чем смысл подобного запрета? Я не в курсе.
М.А.:–– Раньше в правилах было строго прописано играть только в плавках. Сейчас можно и в шортах. Причем одна партнерша может действовать в шортах, а вторая –– в плавках. Единственное, цвет экипировки должен быть одинаковым. Но у нас в России такое не приветствуется. Все в одинаковой форме. Если холодно, команды играют в лосинах.
–– Так в чем именно, на ваш взгляд, состоит особая притягательность пляжного волейбола?
Е.С.: –– Во-первых, я считаю, это самый женственный вид спорта из всех командных. Все девушки подтянуты, отлично выглядят. Кроме того, в игре много эмоций. Иногда команды выдают такое шоу!
Ю.Г.: –– Добавлю: любой спорт –– это огромный труд. В «классике» есть свои нюансы –– там по шесть женщин на площадке одновременно. Присутствует особая «дамская» психология. Но пляжный волейбол мне импонирует динамикой, а непосредственно «девичий» –– эдаким «дыр-дыром». В нем регулярно случаются длинные розыгрыши, которые нравятся публике. И это завораживает.
Борис ОСЬКИН, Иван РАЗУМЕЕВ
Фото Бориса ОСЬКИНА