Сегодня наш город отмечает 79-ю годовщину полного освобождения от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны. Одна из представителей того героического поколения земляков, кто оставался в осажденном Ленинграде, – олимпийская чемпионка по легкой атлетике Галина Зыбина, легенда отечественного и, разумеется, петербургского спорта.
Сама Галина Ивановна постоянно подчеркивает: она – житель блокадного Ленинграда. И медаль «За оборону Ленинграда», которая дороже для нее даже олимпийского золота (в толкании ядра), считает главной своей наградой.
Когда отец ушел на фронт (Иван Степанович Зыбин погиб 10 января 1944 года у деревни Машеры под Гомелем. – Прим. ред.), мама Галины Ксения Максимовна осталась в осажденном городе с четырьмя детьми: дочерью и сыновьями. Работала на фабрике «Красный маяк», затем в районном комитете партии, а вскоре ей, как очень ответственному человеку, доверили непосредственно поддерживать связь райкома со Смольным.
«У меня мамин характер. Природа такая: чем больше трудностей, тем сильнее становишься. Мы с ней даже внешне похожи. Я, когда сейчас просматриваю свои старые фотографии, иногда искренне удивляюсь: ой, а как же мама на этот снимок попала?» – рассказывает Галина Зыбина.
Спортивная закалка
«В нашем дворе все мы были спортсменами с раннего детства. В каждой семье по трое-пятеро детей, наши родители трудились на фабрике «Красный маяк». В шесть утра они уже отправлялись на работу. А мы были предоставлены сами себе. Играли, например, в лапту – круглую или прямую, в прятки. Я любила прыгать на скакалке, дальше всех ребят бросала биту. А однажды на спор забросила на крышу дома теннисный мячик, – продолжает Галина Ивановна. – И в большой спорт меня направила наша учительница под впечатлением от того, как в 1943 году я метнула гранату от здания школы через всю Сердобольскую улицу. И это будучи одетой в пальто – хорошо еще, что в окно здания на противоположной стороне не попала. После войны, в 1945-м, она мне сказала: «Галя, есть такой энтузиаст легкой атлетики Виктор Алексеев (заслуженный тренер СССР, его воспитанники завоевали восемь золотых олимпийских медалей и 12 золотых медалей чемпионатов Европы. – Прим. ред.). Он создал небольшую группу учеников – может, возьмет тебя к себе тренироваться».
Алексеев, когда увидел, как брошенный мной в стену тряпочный мячик отскочил от нее обратно до половины спортзала, спросил: «А гранату умеешь метать?» Вышли на улицу. Я разбежалась и с трех шагов зашвырнула гранату так, что тренер ее не нашел».
Успехи пришли быстро. Под руководством Виктора Алексеева Зыбина в 1948 году выполнила норматив мастера спорта, несколько раз била юниорские рекорды СССР. А еще через год установила свой первый взрослый рекорд СССР. В 1950-м выступила на чемпионате Европы, где с ходу завоевала бронзу в метании копья. Как результат – вызов в национальную команду страны для подготовки к первым в истории Союза летним Олимпийским играм-1952 в Хельсинки. И на стартах в Выборге, где готовилась сборная, Зыбина превысила мировой рекорд в толкании ядра.
Наконец, 26 июля 1952 года в Хельсинки Галина Зыбина выиграла олимпийское золото в толкании ядра.
«Более фактурные соперницы частенько удивлялись тому, что у меня получается их побеждать, – говорит Галина Зыбина. – Я трудилась – вот и весь секрет. Была подвижной, с крепким координированным телом, гибкими суставами, хорошими мышцами. Думаю, это из-за того, что я с пяти лет занималась хореографией, бальными танцами.
Посол СССР
На следующей Олимпиаде, в Мельбурне, Зыбина стала второй в толкании ядра. В 1960-м на Играх в Риме Галина Ивановна осталась без наград. Но сказался спортивный характер – Зыбина решила доказать, что ее рано сбрасывать со счетов. И в 1964-м в Токио она добыла медаль – бронзовую.
Спорт, констатирует Галина Зыбина, подарил ей не только отменную жизненную закалку, но и много радостных мгновений и потрясающих встреч – в частности, с художником Пабло Пикассо («А я тогда даже не знала, кто это такой. Привели во дворик обычного дома. Пикассо – маленький, верткий. Долго разглядывал меня. Наконец спросил: «Что такое ядро?» – «При себе нет. Найдется пол-кирпича?» Нашли. Я с места метнула его куда-то далеко через забор. Пикассо зааплодировал: «Красиво! Техника, как в балете!»).
Не забывала она при этом и о выполнении социальных задач.
«С Пикассо встреча состоялась в рамках поездки во Францию от Центрального комитета комсомола в 1954 году. Это была патриотическая работа – в стране мы, делегаты, провели 24 дня и спали по четыре часа в сутки. Я общалась с французскими студентами, рассказывала им о нашей стране, о которой они, как выяснилось, ничего толком не знали. Я там не могла даже тренироваться – помню, похудела на десять килограммов. Прилетаю в СССР – а по радио объявление: «Галина Зыбина, ваш самолет в Германию на Всемирные студенческие игры вылетает через два часа. Не уходите с аэродрома». В Германии я выиграла соревнования в метании диска и в толкании ядра – хотя толкала этот снаряд практически с колена, потому что стоять нормально не могла. Но все равно победила».
Бодрость и оптимизм
Сегодня Галина Ивановна не теряет силы духа, бодрости и оптимизма. Она регулярно посещает торжественные мероприятия, связанные с победой нашего народа в Великой Отечественной войне. Вместе с трехкратной чемпионкой мира по баскетболу Ниной Познанской возлагает венки на Пискаревском мемориальном кладбище.
С удовольствием собирает грибы, когда это удается, и отменно их готовит.
«Я бодрее многих в своем возрасте, – улыбается Зыбина. – Мои соседки по лестничной площадке, которым под восемьдесят, жалуются, что сил у них уже не осталось. А я еще на ногах. Здоровье есть. В чем секрет моего долголетия? Даже не знаю. Просто мне так дано жить. Помогать мне некому – я всю работу по дому делаю сама. И не унываю. Я – супер, как иногда говорит молодежь».
Борис ОСЬКИН
Фото предоставлено Екатериной Ивановой, секретарем Олимпийского совета Санкт-Петербурга, ru.wikipedia.org