22 июня мы вспоминали скорбную дату – начало Великой Отечественной войны, поражение в которой могло поставить под вопрос само существование нашей страны и ее народа. Победа досталась ценой почти 30 миллионов жизней, военных и мирных жителей. А 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы, ставший зримым триумфом страны и ее народа, победившей в страшной войне с гитлеровской Германией и ее союзниками ценой невероятного напряжения сил.
Одним из участников того исторического парада был Владимир Вышпольский – ярчайший представитель ленинградской школы фехтования, самый титулованный фехтовальщик среди участников чемпионатов СССР, рекордсмен по числу завоеванных золотых медалей, и успешный тренер, подготовивший двух олимпийских чемпионов. Его еще при жизни называли человеком-легендой…
Вифлеемские звезды и полумесяцы на гербе
Владимир Вышпольский родился 28 декабря 1915 года в Омске в семье потомственного дворянина, чиновника Омской казённой палаты Министерства финансов Российской империи. На геральдическом щите герба рода Вышпольских, восходившего, по преданию, к X веку, в частности, были изображены два полумесяца и три Вифлеемских звезды, что трактовалось как участие представителей рода Вышпольских в двух войнах с Турцией и в трех крестовых походах.
(Впрочем, младшая дочь Вышпольского Ксения приводила и другое объяснение этим звездам: они символизируют три старинных дворянских фамилии, слившихся в род Вышпольских – это собственно Вышпольские, Круковские и Корвин-Круковские. Кстати, урожденной Корвин-Круковской была Софья Ковалевская, первая в мире женщина – профессор математики)…
В роду Вышпольских было немало военных, боевых офицеров, и вполне возможно, что и Владимира ждала бы блестящая военная карьера. Но… наступил 1917 год, и звезды с полумесяцами на родовом гербе, наоборот, стали «черной меткой»…
К счастью, отцу Вышпольского, попавшему в начале 1918 года под суд Омского ревтрибунала за якобы участие в контрреволюционном выступлении, удалось добиться оправдания, но несколько обысков семья все же пережила. А в 1932 году Владимиру Вышпольскому, по причине происхождения, было отказано в поступлении в Омское военное училище, несмотря на то, что у него была хорошая подготовка после 10 классов школы, а в школьные годы молодой Володя успешно занимался фехтованием в созданном при училище спортивном клубе «Молодая гвардия».
Согласно семейной легенде, разочарование «юноши, вступающего в жизнь» после этого было таким сильным, что он бежал из дома и оказался в труппе цирка шапито, с которым выступал около полутора лет в качестве воздушного гимнаста. Но мама юного героя приехала на гастроли цирка в Ирбит и увезла сына домой, в Омск. Там Владимир поступил в железнодорожный техникум и с отличием его окончил. Но этого ему казалось мало. Хотелось получить высшее образование.
Опять же, согласно легенде, зов предков, романтика семейных преданий об отчаянных рубаках и искусных фехтовальщиках определили его выбор в пользу Центрального института физической культуры (ГЦОЛИФК) в Москве, куда он поступил в 1935 году и где его выдающиеся фехтовальные способности просто ошеломили преподавателей. Среди студентов Вышпольский сразу оказался первым, он выигрывал бой за боем, ему не было равных не только на курсе, но и во всём институте, и он сразу же стал чемпионом института, да еще во всех видах оружия…
«Чувство клинка»
Вот только в журнале «Смена» за январь 1941 года мы читаем совсем другое: первокурсник Вышпольский отличался совсем в других видах спорта, в частности, в легкой атлетике и гимнастике. А за фехтование в первую сессию он получил… двойку. За неправильную стойку на фехтовальной дорожке и неуклюжее обращение с изящной «фьореттой» – учебной рапирой. И после этого якобы возмущался: «Что из нас, мушкетеров готовят или преподавателей физкультуры? Кто я: Атос, Портос или Арамис? Прошли, кажется, времена рыцарских дуэлей. Ну нет у меня чувства клинка, и баста!». Однако остыв, пошел на дополнительные занятия исправлять двойку…
И встретил там преподавателей, бывших «фехтмейстерами» еще в царские времена, Тимофея Климова и Юрия Мордовина. Последний, между прочим, окончил Императорский Пажеский корпус.
(Это, кстати, вполне может объяснить выбор Вышпольским вуза: поступать в ГЦОЛИФК ему могли посоветовать преподаватели Омского военного училища, служившие до революции в Омском кадетском корпусе, который и был преобразован в училище. Они могли знать, что в институтах физкультуры на происхождение все еще смотрели сквозь пальцы, поскольку там готовили специалистов, в которых остро нуждалась Страна Советов)…
Климов и Мордовин сумели разглядеть и раскрыть отменные способности своего нового ученика, у которого, как оказалось, чувство клинка было просто выдающимся!
Переэкзаменовкой Вышпольскому стали проходившие через несколько месяцев общеинститутские соревнования. На которых он стал чемпионом! После ему уже клинка выпускать из рук не хотелось…
…А та статья в журнале «Смена» так и называлась – «Чувство клинка»…
Довоенные успехи
Поскольку до войны фехтование рассматривалось как военно-прикладной вид спорта, то спортсмены обязаны были осваивать все виды оружия: саблю, шпагу, рапиру, а также винтовку (или карабин) со штыком – последнее, впрочем, относилось к рукопашному бою . Оказалось, что Вышпольскому нет равных во всех видах фехтования!
В 1938 году впервые стал разыгрываться чемпионат СССР по фехтованию на шпагах, и Владимир Вышпольский вошел в историю как первый обладатель чемпионского титула! В 1939 году он стал чемпионом СССР в рапире, а в 1940-м выиграл сразу три чемпионства: в рапире, в сабле и в троеборье, став вторым в шпаге.
За три года – пять золотых медалей во всех видах оружия! Если бы не война, Вышпольский вполне мог бы стать тридцатикратным чемпионом СССР. Возможно, и это не стало бы для него пределом…
Война
В 1940 году сбылась, наконец, мечта Вышпольского: он вступил в ряды Красной Армии. Молодой лейтенант стал преподавателем Краснознамённого военного факультета при Государственном Центральном институте физической культуры на кафедре рукопашного боя, под которым в то время понималось сражение на штыках и других видах холодного оружия.
И в 1941 году Владимир Вышпольский не раздумывая вступил в Сводный отряд военного факультета Центрального института физической культуры, находившийся в подчинении штаба Московского военного округа. Отряд действовал на Можайской линии обороны по 25 января 1942 г., после чего выполнял задания по охране военных объектов под Москвой.
При этом в задачу Вышпольского входила также подготовка новобранцев, которых он учил также и своим примером в бою. Как вспоминал проходивший у него подготовку проходивший у него подготовку известный впоследствии гимнаст Владимир Силин, «знаменитый Вышпольский лично водил молодых бойцов в атаки».
Однако тяжелая контузия вывела его из строя, Вышпольский был комиссован, после чего в 1943 году вернулся к преподавательской работе в институте физкультуры, где учил рукопашному бою разведчиков и бойцов спецназа.
Возможно, по причине убытия с переднего края боевые награды нашли героя только после войны: медаль «За боевые заслуги» в 1950 году, а орден Красной Звезды в 1956 году, так что, согласно сайту «Память народа», капитан Вышпольский окончил войну с «мирным» орденом «Знак почета», полученным в 1944 году, как гласил наградной Указ, «за подготовку общевойсковых офицерских кадров»…
Впрочем, главной своей военной наградой Владимир Вышпольский мог считать участие в Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, вместе со своими сослуживцами по институту и Сводному отряду, защищавшему Москву в 1941 году.
Карьера после войны. Снова успехи на всесоюзной арене…
Еще в 1944 году Владимир Вышпольский возобновил выступления в чемпионатах СССР по фехтованию. И свои победные традиции! В том году он снова завоевал три золота, в шпаге, сабле и троеборье. Причем в финале по сабле Вышпольский из восьми поединков победил в семи «всухую», 5:0, и лишь в одном пропустил ответный укол, 5:1.
В 1947 году был образован Военный институт физической культуры (ВИФК) в Ленинграде, куда были переведены преподаватели военного факультета военного факультета ГЦОЛИФКа, и с тех пор Вышпольский — спортсмен, а позже тренер, представлял ленинградскую школу фехтования.
Всего за свою карьеру спортсмена Вышпольский с 1938 по 1953 годы становился по шесть раз чемпионом СССР в рапире и сабле и по четыре в шпаге и троеборье. 20 (!) золотых медалей в личном первенстве. А если добавить еще два командных золота, (тогда первенство определялось по сумме результатов всех фехтовальщиков, представлявших тот или иной город СССР), то Вышпольский вообще 22-кратный чемпион страны по фехтованию! Этот рекорд вечный и никогда не будет побит…
… И что лежало в их основе
Прежде чем продолжить рассказ о карьере Вышпольского, попытаемся ответить на вопрос: в чем же секрет феноменальных достижений Владимира Вышпольского — фехтовальщика?
По мнению заслуженного тренера России Вячеслава Ремизова – в исключительном владении фехтовальной техникой, отработанной веками развития фехтования как дуэльного поединка. А также в способности мыслить на дорожке, быстро принимать решение, а главное, так же быстро его реализовывать.
Заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер СССР Виталий Аркадьев так писал о Вышпольском: «Изящный, мощный, быстрый, он летал по фехтовальной дорожке, как белый демон. Казалось, вся сложная фехтовальная техника покоряется ему лишь посредством желания. Удивляла легкость и быстрота, с которой Володя по ходу боя придумывал небывалые еще в фехтовальной практике приемы и тут же применял их»…
Не последнюю роль играл и атлетизм спортсмена, который он поддерживал постоянными неустанными тренировками. Заслуженный тренер СССР Давид Тышлер вспоминал: «До войны Вышпольский жил во дворе института физкультуры. И регулярно рано утром не меньше часа занимался там зарядкой. У него были свои нормы… Став на 400-метровую дорожку стадиона, он проходил ее до конца скачком и выпадом. Потом покрывал это же расстояние еще и атакой стрелой: «флешь» — пробежка — остановка, «флешь» — пробежка — остановка. Смело можно утверждать, что ни один нынешний «сборник» сразу, без длительных предварительных тренировок этого повторить не сможет… Вышпольский прыгал в высоту на 170 сантиметров, толкал штангу весом 100 килограммов при собственном весе до 80, даже в возрасте 50 лет легко делал на шведской стенке гимнастический силовой «флажок»… ».
А Вячеслав Ремизов вспомнил, как он в ленинградском Дворце Пионеров в конце 1940-х годов видел документальный фильм о фехтовальщике Вышпольском. И юного школьника поразили не только красота движений спортсмена на фехтовальной дорожке, но и его великолепная фигура, рельефность мышц, когда Вышпольский разминался с голым торсом… Эти впечатления в немалой степени способствовали приходу самого Ремизова в фехтование.
А еще победам Вышпольского в определенной степени способствовал принятый в те годы универсализм у фехтовальщиков. Спортсмены не сосредотачивались на конкретном виде оружия, вынуждены были разбрасываться, так что природное дарование, качества, которыми Вышпольский был всесторонне наделен, часто выходили на передний план, а его соперники не всегда могли компенсировать свои недостатки усиленными тренировками в конкретном направлении.
В годы доминирования Вышпольского — спортсмена всему фехтовальному миру была известна эпиграмма его тренера Юрия Мордовина:
“На любой дорожке скользкой
Может бой вести Вышпольский”.
Увы, как мы сейчас увидим, не на любой. Всех достоинств Вышпольского оказалось недостаточно, чтобы сразу, a la Юлий Цезарь – «Пришел, увидел, победил!» – так же, как и в СССР, заблистать и на международных соревнованиях.
Второго шанса не дали…
Когда после войны было решено, что советские спортсмены выступят на летних Олимпийских играх-1952 в Хельсинки, то наши фехтовальщики стали набираться международного опыта в совместных тренировочных сборах с венграми, чья школа фехтования в первой половине XX века считалась одной из сильнейших в мире. Первый сбор прошел с 9 ноября по 5 декабря в Москве.
Вот тут-то и выяснилось, что три десятилетия «варения в собственном соку», без международных контактов, не пошли на пользу нашему фехтованию. Даже из такого выдающегося фехтовальщика, как Вышпольский, венгры, по словам заслуженного мастера спорта и заслуженного тренера СССР Марка Мидлера, «пыль повыбивали» –пусть Мидлер и оговаривается, что речь идет о пыли, летевшей от фехтовальной куртки (колета) после разящих сабельных ударов соперников…
И хотя Вышпольский нового опыта набрался быстро, и к концу московских сборов даже победил в трех поединках на саблях, в том числе и рекордсмена по числу золотых олимпийских медалей (семь!) Аладара Геревича, а в мае 1952 года в составе сборной СССР ездил на сборы в Венгрию «повторять пройденное», всего этого оказалось недостаточно для успеха на Олимпиаде в Хельсинки.
А там Вышпольскому довелось всего один раз выйти на олимпийскую фехтовальную дорожку – в командном поединке против сборной Германии. Вышпольский выходил в роли лидера нашей команды – но проиграл все четыре своих боя. И сборная СССР уступила немцам 7:9…
«Обычно легкий, подвижный, эмоциональный, Вышпольский вымучивал каждый бой, так и не почувствовав второго дыхания. Да, и у великих спортсменов бывают черные дни!», – так об олимпийском, и вообще о соревновательном дебюте на международном уровне, написал питерский историк фехтования Олег Бабенко.
Марк Мидлер, впоследствии олимпийский чемпион Рима-1960 и Токио-1964, об Играх в Хельсинки вспоминал так: «Впечатление от виртуозного мастерства венгров, французов, итальянцев было настолько сильным, что мы смотрели на асов, буквально разинув рты, словно находились в театре. Конечно, растеряли все свои надежды еще до выхода на дорожку. Оказалось, что наша техника ведения боя намного слабее, чем у зарубежных соперников… Мы были подавлены авторитетом знаменитых маэстро».
Вряд ли, однако, это относилось к Вышпольскому, уже познавшему вкус победы над теми же венграми, и вообще человеку, прошедшему войну (Мидлер был на 16 лет моложе). Скорее уж его «черным дням» способствовали «накачки» от сопровождающих олимпийскую сборную СССР партийных деятелей. Человека, помнящего о нестираемом «клейме» своего дворянского происхождения, это вполне могло вогнать в депрессию…
А какую атмосферу создавали эти партийные «накачки», можно представить себе по художественному фильму «Гол в Спасские ворота», в котором, правда, рассказывается об олимпийской сборной СССР по футболу. Вряд ли можно счесть случайностью, что на первой для СССР Олимпиаде советские спортсмены добыли медали лишь в тех видах, где не было личного контакта с соперниками (за исключением борцов)…
Возможно, что именно с подачи партийных «кураторов» руководство фехтовальной сборной утратило доверие к 36-летнему спортсмену (хотя вышеупомянутый Аладар Геревич, здесь же, в Хельсинки, ставший олимпийским чемпионом именно в командной сабле, был старше Вышпольского на пять лет, а последний раз Геревич стал олимпийским чемпионом в Риме-1960, тоже в командной сабле в возрасте 50 лет). С заменившим Вышпольского Марком Мидлером наша сборная проиграла следующий матч бельгийцам еще сокрушительнее, 2:9. Но даже после этого Вышпольскому не дали шанса «реабилитироваться» в личных соревнованиях по сабле. Где более его молодые товарищи по команде снова остались без олимпийских наград: Иван Манаенко выбыл в полуфинале, а Борис Беляков и Лев Кузнецов не сумели пройти дальше четвертьфинала…
Как помним, для футбольной сборной СССР, проигравшей в Хельсинки сборной Югославии, которая у нас тогда считалась идеологическим врагом мирового коммунистического движения, то поражение закончилось зубодробительными «оргвыводами». Фехтовальщикам, в общем, простили, даже поражение от Германии – быть может, потому, что эта была Объединенная германская команда, в составе которой вместе выступали спортсмены как капиталистической ФРГ, так и социалистической ГДР. Ну разве что карикатуру в «Комсомолькой правде» напечатали: на коне из Хельсинки с триумфом возвращаются гимнасты, тяжелоатлеты, борцы – а фехтовальщики держатся за лошадиный хвост…
Однако с большой долей вероятности можно предположить, что неудача в Хельсинки стоила Вышпольскому звания заслуженного мастера спорта СССР, которое он вполне, простите за тавтологию, заслужил своими двадцатью титулами чемпиона СССР и которое, скажем, другой знаменитый питерский фехтовальщик Константин Булочко получил, став «всего лишь» пятикратным чемпионом СССР.
После неудачи в Хельсинки Вышпольский рук не опустил. В 1953 году в очередной раз стал чемпионом СССР в сабле, двумя годами позже завоевал бронзу. Но перед олимпийским сезоном 1956 года вышло распоряжение спортивного начальства об обязательном омоложении состава сборных по всем видам спорта. И Владимиру Вышпольскому пришлось, что называется, «вложить клинок в ножны»…
Так что не довелось ему быть причастным к первым, бронзовым, медалям в командной сабле на чемпионате мира , случившимся осенью 1955 года. А также к олимпийской бронзе Мельбурна-1956. И риторическим остается вопрос: смог бы Владимир Вышпольский, при соблюдении спортивного принципа отбора, выступить на Олипиаде-1964 в Токио, а годом позже на чемпионате мира в Париже – где сабельная команда СССР впервые в своей истории завоевывала золото?
В самом деле, почему бы и нет? О примере Геревича мы помним, да и медали на последующих Олимпиадах завоевывали многие из тех советских фехтовальщиков, кто пережил горечь хельсинского фиаско. Тот же Марк Мидлер, к примеру. Увы, история не знает сослагательного наклонения…
Тренер: нелюбимая работа?
Итак, Владимиру Вышпольскому, тем более как человеку военному, пришлось приказу подчиниться и переквалифицироваться из спортсменов в тренеры. А также сосредоточиться на преподавательской работе в Военном институте физической культуры.
В ВИФКе майор, впоследствии подполковник Вышпольский служил старшим преподавателем кафедры преодоления препятствий и рукопашного боя. В составе коллектива авторов написал учебник «Обучение передвижению, преодолению препятствий и рукопашному бою». Впервые изданный в 1962 году, этот учебник до сих пор не потерял своей актуальности.
А о тренерской карьере Вышпольского красноречиво говорят результаты его учеников! Олимпийское золото Токио-1964 в командной сабле Бориса Мельникова, два олимпийских золота Мехико-1968 и Монреаля-1976, плюс серебро Мюнхена-1972, также в командной сабле, Эдуарда Винокурова.
Но вот что интересно: о Вышпольском — тренере можно прочитать и такие отзывы: «Вышпольский, был отличным спортсменом, но не очень любил тренерское дело»…
Кажущееся противоречие снимает заслуженный тренер России Вячеслав Ремизов: «Есть, грубо говоря, две методики обучения фехтованию и совершенствовании в нем, две противоположности. Одна – когда спортсмен при индивидуальной работе с тренером находится практически в боевых условиях. Техника же исправляется по ходу дела. Вторая же методика – когда во время урока тренер со спортсменом работают только над техникой. Так вот, Вышпольский тяготел к первой методике, он не очень любил вдаваться в технические вопросы, он, видимо, пытался преподнести спортсменам свой опыт, накопленный за десятилетия выступления на фехтовальной дорожке».
А вот что пишет Диана Малиновская, автор книги «Судьба олимпийского чемпиона», посвященной ученику Вышпольского Эдуарду Винокурову: «У Владимира Вышпольского тренировка состояла из трех частей: индивидуальное занятие с тренером, учебные поединки с другими спортсменами, отработка приемов владения саблей. Теоретическая часть давалась между делом, по ходу занятий»…
Так что получается, что его «нелюбовь к тренерскому делу» – это не слишком большой интерес к вопросам теоретическим, методическим. «К Вышпольскому рвались многие фехтовальщики, – вспоминает Вячеслав Ремизов. – Ведь тогда считалось, что выдающийся спортсмен должен быть и хорошим тренером, сможет поднять ученика до своего уровня как спортсмена. Но для этого необходимо, чтобы ученик в чем-то был похож на своего наставника, чтобы тот мог передать ему свои практические навыки. В этом отношении Вышпольскому повезло с Мельниковым и Винокуровым – тем более, что у них было и свое видение фехтования, на которое столь удачно ложились уроки их тренера».
Кстати, так везет с учениками далеко не всем выдающимся спортсменам, переходящим на тренерскую стезю. Вспомним примеры из фигурного катания. Олимпийскому чемпиону в парном катании Олегу Василеву лишь однажды удалось привести своих учеников, Татьяну Тотьмянину и Максима Маринина, к олимпийскому золоту. Успехи олимпийского чемпиона в одиночном катании Алексея Урманова как тренера куда скромнее, а у трехкратной олимпийской чемпионки в парном катании Ирины Родниной тренерская карьера вообще не задалась…
Последние годы
В 1970 году полковник Вышпольский вышел в отставку. Работал инструктором по фехтованию в городском спорткомитете, возглавлял кафедру физвоспитания в институте культуры им. Н.К.Крупской, был заведующим учебной частью СДЮШОР по фехтованию «Спартак»… Имея звание судьи всесоюзной и международной категорий, участвовал в проведении различных фехтовальных турниров, проходивших в Ленинграде, как судьей на дорожке, так и возглавляя судейскую коллегию. В 1978 году снялся в детском спортивном фильме «Рыцарь из Княж-городка», где сыграл фактически самого себя: судью международной категории на поединке одного из героев фильма против венгерского фехтовальщика…
Кроме того, благодаря его высочайшему авторитету и удивительной честности, спортивная общественность Ленинграда доверила Владимиру Вышпольскому пост председателя городской комиссии по спортивной этике и чести, который он занимал много лет.
Скончался Владимир Вышпольский 18 февраля 1987 года, похоронен на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга, рядом со своими родителями.
Штрихи к портрету Вышпольского — человека
«Корректный, в безупречно сидящем на нем белом костюме, он всегда являл собой пример спортивного поведения. В беседе Владимир был остроумен, находчив. На шутки, анекдоты неистощим…», – Виталий Аркадьев, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР.
«В нем чувствовался аристократ – в поведении, в умении держать себя, даже просто в походке. На него было просто приятно смотреть…», – Диана Малиновская, автор книги «Судьба олимпийского чемпиона» об ученике Вышпольского Эдуарде Винокурове.
«Он был предельно честен, корректный, но в то же время достаточно прямой в высказываниях, не ставил во главу угла то, как его воспримут другие… Весельчаком бывал, балагуром. В то же время шутки его были интеллигентные, он никогда не позволял себе вульгарностей», – Вячеслав Ремизов, заслуженный тренер России.
Об одной из шуток Вышпольского, вполне в стиле композитора Никиты Богословского, Вячеслав Ремизов поведал автору этих строк. У Вышпольского шло шуточное состязание с известным ленинградским фехтовальщиком Константином Тумановым, чемпионом СССР по фехтованию на штыках. И так уж получалось, что у мастера кружев рапирного боя постоянно получалось подшутить над Тумановым, а у мастера прямого штыкового удара над Вышпольским – ну ни в какую…
Однажды Вышпольский сообщил Туманову, что новому кораблю, который спустят со стапеля Адмиралтейского завода, присвоят имя чемпиона СССР в штыковом бою Константина Туманова. И тот поверил! Стал звонить на завод, узнавать, когда состоится спуск корабля. Там его, естественно не понимали… И каково же было разочарование Туманова, когда он узнал, что Вышпольский просто пошутил!
А о другой шутке Вышпольского, в духе «практического» юмора английских аристократов, просто ходили легенды, и теперь, наверное, уже трудно установить, так ли все было на самом деле. Якобы в 1947 году Владимир Вышпольский, выиграв очередной чемпионат СССР, отмечая победу в своем «гусарском» кругу весельчаков-приятелей, заключил пари, что проникнет в зоопарке в вольер к крокодилу, собственноручно откроет ему пасть и вольет в нее бутылку коньяка!
Сказал – и сделал. Ранним утром, сразу после открытия зоопарка, на глазах у изумленных зрителей, Вышпольский молниеносно перелез через ограждение, подошел к спящему крокодилу, открыл хищнику пасть и влил туда, ко всеобщему восторгу зевак, бутылку коньяка. Крокодил при этом лениво приоткрыл один глаз и вновь закрыл его, продолжив спать дальше. Работники зоопарка успели вызвать военный патруль, задержавший майора Вышпольского прямо «на месте преступления»…
В то время за «проказы» военных по головке особо не гладили. Храбрец был тут же препровожден на гауптвахту. Более того, дело неожиданно стало принимать серьезный оборот, ибо комендант Москвы лично доложил о происшедшем Сталину. Однако генералиссимус в тот день был в хорошем расположении духа и, рассмеявшись, сказал коменданту: «Вах! Настоящий джигит, освободите его!», – что было тут же и исполнено, причем без всяких последствий для «проказника»…
Как лучшая память
Владимира Вышпольского, безусловно, можно назвать «последним из могикан» советского фехтования. Его рекорд в 20 титулов чемпиона страны уже не побить никому. Ибо фехтование давно стало узкоспециализированным по видам оружия, и в нем теперь просто невозможны уникумы, подобные Майклу Фелпсу в плавании, который владел всеми четырьмя стилями, устанавливал мировые рекорды в трех из них и выигрывал олимпийское золото в двух стилях, не считая комплексного плавания.
Да и спортивный век фехтовальщиков сейчас короче, фехтование стало более темповым и энергозатратным. Много наград просто не успеть завоевать…
Не сложилось и фехтовальной династии Вышпольских, подобно династии потомков Константина Булочко, у которого дети, внуки и даже правнуки стали фехтовальщиками. Дочери Вышпольского пошли в искусство, старшая, Татьяна, стала музыкантом, педагогом по вокалу, а младшая, Ксения, – художником. К сожалению, Ксения Вышпольская умерла 19 августа 2019 года и упокоилась на Большеохтинском кладбище рядом с отцом. На ней род петербургских Вышпольских пресекся…
Но осталась память о выдающемся спортсмене и тренере. В его честь звенят клинки!
С 1985 года в Омске, на родине Владимира Вышпольского, в специализированной спортшколе №12 проводится турнир памяти Владимира Вышпольского (изначально он был турниром на его призы, и Вышпольский успел приехать, чтобы наградить первых победителей соревнований), а с 1987 года турнир памяти Владимира Вышпольского стал проводиться и в Ленинграде, в СДЮШОР по фехтованию «Спартак», где он был заведуюшим учебной частью.
Правда, в «лихие 90-е», когда было не до спорта, проведение петербургского турнира памяти Вышпольского приостанавливалось. Но с 2009 года турнир, усилиями городской федерации фехтования, которую тогда возглавлял Михаил Рыдник, а вице-президентом ее и главным тренером сборной Санкт-Петербурга – Вячеслав Ремизов, турнир был возобновлен.
Впрочем, локдаун, вызванный пандемией коронавруса, снова приостановил турнир, начиная с 2020 года. Не проводится турнир и в Омске.
Но есть обнадеживающие сведения: как сообщила автору директор СДЮШОР «Спартак» Роза Тойсова, турнир памяти Вышпольского предполагается возобновить.
И тогда с именем Владимира Вышпольского снова будет связываться олимпийское золото петербургских фехтовальщиков, их победы на крупных международных стартах. Ведь выигравшая в 2009 году турнир памяти Вышпольского в сабле Екатерина Дьяченко через семь лет стала олимпийской чемпионкой Рио-де-Жанейро-2016 в женской командной сабле, а ставший победителем турнира в том же 2009 году в рапире Дмитрий Ригин впоследствии завоевывал титулы в мужской командной рапире в 2015 году победил в Кубке мира, а в 2016 году стал чемпионом Европы.
И такие победы – лучшая дань памяти выдающемуся спортсмену и тренеру Владимиру Вышпольскому!
Борис ОСЬКИН