Сегодня скорбная дата – 22 июня. В этот день началась Великая Отечественная война, стоившая нашей стране почти 30 миллионов жизней, отданных за победу в схватке с мировым злом. Неоценимый вклад в оборону Ленинграда в годы блокады города на Неве и в Великую Победу в целом внесли преподаватели и студенты кафедры фехтования Института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Возглавлял которую в те огненное время Константин Булочко (1908 – 1991 гг.).
К 1941 году Константин Трофимович (на фото — в центре) стал пятикратным чемпионом СССР по фехтованию в разных видах оружия – дважды в рапире, по одному разу в сабле, штыковом бою и в многоборье (сабля, шпага, рапира) и был удостоен звания заслуженного мастера спорта СССР.
Следует вспомнить, что до войны фехтование считалось оборонно-прикладным видом спорта, непременной составной частью которого являлся рукопашный бой, поскольку основным стрелковым оружием Красной Армии оставалась винтовка Мосина образца 1891/1930 гг. с четырехгранным штыком. По фехтованию на штыках, правда, не боевых, а эластичных, однако примкнутых к настоящим винтовкам, проводились чемпионаты СССР. Поэтому и кафедра в институте им. Лесгафта сперва называлась кафедрой защиты и нападения, а позже – кафедрой владения холодным оружием.
Константин Булочко до войны проявил себя не только прекрасным практиком владения холодным «железом», становясь пять раз чемпионом СССР в различных видах оружия, в том числе и в фехтовании на штыках, и пять раз призером, но и внес большой вклад в тренерскую методику и преподавание, став руководителем авторского коллектива первого советского вузовского учебника про фехтованию, называвшегося, впрочем, в соответствии с предвоенными воззрениями, «Фехтование и рукопашный бой», вышедшего в 1940 году.
В учебнике, наряду с собственно фехтованием, освещались и бой невооруженного с вооруженным, а также схватки невооруженных бойцов, ударная и борцовская техника – все это также было частью рукопашного боя и изучалось на кафедре.
Одним из авторов учебника стал молодой преподаватель кафедры Михаил Лукичев, до этого написавший в соавторстве с Константином Булочко вузовскую методичку со схожим названием «Рукопашный бой и фехтование», напечатанную также в 1940 году). Именно перу Лукичева принадлежат в учебнике главы по штыковому бою. Кто мог предположить, что авторам этих книг и учившимся по ним студентам придется применить на практике свои знания и умения меньше чем через год?.
…Война застала многих лесгафтовцев на базе под Ленинградом, в Кавголово, где они готовились к Всесоюзному параду физкультурников в Москве на Красной площади. Сразу сотни студентов и сотрудников, во главе с директором института Иваном Никифоровым, ушли в армию или в Народное ополчение. Но перед лесгафтовцами была поставлена особая задача – сформировать партизанские отряды для действий в тылу врага.
Уже 29 июня был сформирован 1-й добровольческий партизанский отряд численностью в 254 человека, 2 июля – 2-й отряд (53 человека), а 10 июля – 3-й отряд (100 человек). При их подготовке курс «Рукопашный бой в партизанском отряде» проводил преподаватель кафедры владения холодным оружием Иван Кох. И, безусловно, есть его заслуга в том, что ратные дела одной из групп 1-го ДПО, действовавшей в районе Порхова под командованием заслуженного мастера спорта Дмитрия Косицына столь эффективно, что фашисты называли этот отряд «Черной смертью», удостоились упоминания в многотомной «Истории Великой Отечественной войны».
В первую блокадную зиму, вплоть до эвакуации института в марте 1942 года, Иван Кох стал и.о. завкафедры холодного оружия, поскольку заведующий, Константин Булочко, был призван в действующую армию. Иван Эдмундович продолжал вести курс для будущих бойцов партизанских отрядов, которые формировал Ленинградский военный округ, написал брошюру «Как поразить врага в штыковом бою», изданную в блокированном Ленинграде, первая фраза из которой вынесена в заголовок статьи.
Недавний выпускник кафедры, молодой преподаватель, мастер спорта по фехтованию Борис Шведов был направлен в отдел физической подготовки Дома офицеров им. Кирова. Ему часто приходилось, погрузив в кузов грузовика разборные препятствия и учебные винтовки и гранаты, выезжать на передовую, где Шведов проводил занятия по рукопашному бою и преодолению препятствий.
Как вспоминал Борис Михайлович, в Ленинграде ему приходилось заниматься с артистами Театра народного ополчения, как именовался агитвзвод Дома офицеров. Под его руководством, на плацу перед Спасо-Преображенским собором, учились ползать по-пластунски и наносить удар штыком будущие народные артисты, актер театра и кино Ефим Копелян и кинорежиссер Владимир Усков, знаменитый эстрадный певец Владимир Коралли, цирковые эксцентрики братья Анатолий и Александр Жерве… Ведь во время поездок на фронт артистам нужно было быть готовым ко всему!
А Константин Булочко, аттестованный лейтенантом, был направлен в Управление боевой подготовки штаба Ленинградского фронта, где получил назначение старшим преподавателем Курсов усовершенствования командного состава по физическому образованию, где основным предметом был, разумеется, рукопашный бой. В свободные часы Булочко создавал пособия в помощь бойцам Народного ополчения, немедленно издававшиеся в Ленинграде, первое из них называлось «Памятка бойцу. Как действовать штыком»…
Основной пик деятельности Константина Трофимовича на Ленинградском фронте пришелся на Кронштадт, где Булочко готовил бойцов морской пехоты из плавсостава Балтийского флота, направляемого продолжать борьбу с врагом на берегу. Сложность была в том, что в мирное время моряки не очень-то упражнялись в рукопашном бою, ибо времена абордажа канули в Лету, и теперь, ставшие сухопутными, моряки остро нуждались в пехотных навыках, в том числе в приемах рукопашного боя. Константин Булочко с головой окунулся в работу…
Вот что он писал в начале января 1942 года домой в одном из писем, любезно предоставленных дочерью Булочко Людмилой: «Я основной руководитель и начальник учебного отдела. Мне поручено воспитать 18 преподавателей и 250 лучших, отборных командиров и краснофлотцев, лучших разведчиков, охотников и истребителей. И я выполню свой долг, справлюсь с задачей на отлично!».
И справлялся! Командиры и краснофлотцы уходили на фронт, причем, получив соответствующие знания, они сами на передовой могли совершенствовать навыки своих товарищей и подчиненных. А затем на учебу к Булочко поступала новая группа…
Так что в том, что фашисты называли действовавших против них морских пехотинцев «Черной смертью», «Полосатыми дьяволами», заслуга Булочко неоспорима.
А ведь ему практически ежедневно приходилось со всей энергией демонстрировать приемы и навыки рукопашного боя, при этом в условиях хронического недоедания! Вот как Булочко в том же письме описывает свой дневной рацион: «Утром – 200 гр. хлеба, 30 гр. масла, чай с куском сахара. Обед – тарелка супа и тарелка каши, 150 гр. хлеба. На ужин также суп и каша». И хотя Константин Трофимович успокаивал жену: мол, питаюсь отлично, на фотографии начала 1942 года на лице лейтенанта Булочко явно просматриваются следы голода…
И при этом он успевал излагать свой опыт на бумаге. Писал статьи в фронтовые газеты и военные журналы. Его книга «Обучение рукопашному бою», рукопись которой Константин Булочко в конце 1941 года переправил на Большую землю по Дороге жизни, была издана в начале 1942 года в Киргизии, а в марте переиздана в Москве тиражом 20000 экземпляров.
Константину Булочко несколько раз удалось сходить со своими учениками в разведку в немецкий тыл. Но больше не отпускали, береги столь ценный кадр. В июне 1942 года его перевели в Москву, где Булочко продолжил работу в Управление лыжной, горной и физической подготовки, с частыми командировками на действующую армию. «Через его руки на различных занятиях и сборах прошли свыше 200 тысяч красноармейцев, сержантов и офицеров», – написано в характеристике демобилизованного в 1945 году капитана Булочко. К этому моменту он успел написать еще несколько «военных» книг и брошюр, последней из которых стала изданная в 1945 году книга «Фронтовая подготовка разведчика»…
А вот его соавтору по довоенным учебникам, Михаилу Лукичеву, удалось-таки попасть на фронт. Он стал командиром 3-го стрелкового батальона 2-го стрелкового полка 2-й (Московской) дивизии народного ополчения, направленной летом 1941 года на Лужский рубеж в районе Кингисеппа. И воевал успешно!
Так, в одном из боевых донесений сказано, что когда атака ополченцев 7-й роты на деревню Юрки Кингисеппского района захлебнулась, туда прибыл лично комбат Лукичев. И, искусно маскируясь, перебегая от укрытия к укрытию, сумел подобраться к окраине деревни. Бойцы последовали его примеру и ворвались в деревню. Там они наглядно продемонстрировали ошеломленному врагу, сколь хорошо они усвоили науку рукопашного боя, которую успел им преподать их командир…
К сожалению, лейтенанту Лукичеву не удалось повоевать долго: в октябре 1941 года он был сражен осколком мины на Ораниенбаумском плацдарме…
Это был не единственная потеря кафедры в горниле войны: на фронте погиб преподаватель Владимир Беляев, а в блокадном Ленинграде – старейшие сотрудники кафедры Василий Захаров и Григорий Дробышев (последний начинал еще преподавателем Советской военной гимнастическо-фехтовальной школы в Петрограде в 1918 году).
Но работу продолжали Сергей Новожилов, Павел Галабурда, Станислав Янанис, Петр Заковорот, Василий Федоров. Они обучали не только красноармейцев, но также бойцов местной противоздушной обороны (МПВО), которые учились не только тушить падающие зажигательные бомбы и готовились встретить врага.
Как сообщается в «Истории физической подготовки войск», «преподаватели и студенты института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта только в 1941 году в Ленинграде обучили приемам рукопашного боя, преодолению препятствий, метанию гранат более 140 тыс. человек». И значительную часть этого числа подготовили сотрудники нынешней кафедры теории и методики фехтования, которой и после войны в течение четверти века руководил Константин Булочко.
В 2021 году решением Ученого совета Национального государственного университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта кафедре теории и методики фехтования НГУ было присвоено имя Константина Трофимовича Булочко.
Борис ОСЬКИН
Фото предоставлены кафедрой фехтования ИФК им. Лесгафта и Л.К. Булочко.