Корреспонденты «Питера Спортивного» побывали на тренировке нового женского экипажа Girls who inspire, который готовится выйти на регату «Кубок яхт-клуба «Балтиец» 18 июня.
Современные женщины ломают устоявшиеся стереотипы. Например, о том, что представительницы прекрасного пола на корабле – непременно к несчастью. Как и о том, что мастерство управления гоночной яхтой потребует нескольких лет подготовки.
Не исключение – и новый петербургский экипаж под названием Girls who inspire («Девушки, которые вдохновляют» – прим.ред). Почти все участницы этой команды, которые сегодня выйдут на регату в Финский залив, пришли в парусный спорт «с нуля». А тренироваться они начали примерно две недели назад. Но этого не остановило невских покорительниц водной стихии. Накануне в Речной яхт-клуб на борт к ним напросились корреспонденты «ПС».
Без шампанского в трюме
Итак, команда яхты «Lady A» укомплектована участницами женского сообщества, которое организовано на берегах Невы. Его девиз: живи прямо сейчас, самый подходящий момент уже настал. И занимаются они именно тем, что им нравится, а не тем, что навязывает общество. Катаются на сапах (это надувные доски, на которых человек гребет одним веслом и находясь в положении стоя – прим.ред.), ездят на сплавы по рекам в Карелию, в Горный Алтай. Теперь – ходят под парусом.
…Знакомьтесь: вдохновитель сообщества Екатерина Казанина – наша современница и мама трех детей. С успехом занималась верховой ездой. Именно она явила миру данную идею. Ведь человек, способный воспитывать мальчиков разного возраста, может сформировать команду для решения любых задач.

Екатерина Казанина (справа).
«Многие из нас катались на яхтах с «игристым», – рассказывает Екатерина Казанина корреспонденту «ПС». – Наконец, решили, что настала пора выступать на регате в команде, самим управляя лодкой».
Как много девушек хороших…
В итоге в экипаж вошли 12 девушек. Екатерина Щелканова и Мария Капитонова. Екатерина Казанина и Екатерина Петрова. Екатерина Маталыга и Екатерина Карабаева (действительно, в команде сразу пять Екатерин, но так произошло случайно). Ирина Соловьева и Ирина Паркина. Надежда Смольникова и Кристина Яркина. Светлана Никифорова и Юлия Комарова. Всех их теперь объединяет любовь к морю и гонкам. И все они очень успешны в повседневной жизни. Например, Кристина Яркина – инструктор йоги. Учит людей находить гармонию с самими собой и помогает им построить гибкие фигуры. «Я не сомневалась ни секунды, получив такое предложение. Нравится мне все, что связано с водой, – поясняет она корреспонденту «ПС». – Еще мне с детства по душе литературные произведения Туве Янсон (финская писательница, иллюстратор, автор знаменитых книг про мумми-троллей – прим.ред.) – в них регулярно фигурирует морская тема». Екатерина Маталыга преподает английский. Ирина Соловьева – юрист, на яхту ездит прямиком из арбитража. Еще в команде есть фотограф, менеджер, рекламщик и организатор деловых мероприятий. Но не только.
Ирина Паркина – экономист. И в целом творческий и очень увлеченный человек. Пишет картины: натюрморты и пейзажи. Занимается вейкбордом (это экстремальный вид спорта на воде, сочетающий в себе элементы воднолыжного слалома, сёрфинга и акробатики – прим.ред ). И отчаянно штурмует горные хребты. Настоящая, как пел Владимир Высоцкий, скалолазка.

Ирина Паркина.
«На Эльбрусе я была пять раз, зимой и летом, ездила в Альпы и в горы Киргизии, – перечисляет Паркина корреспонденту «ПС». – И на Монблан взойти пыталась, но не повезло тогда с погодой – все резервные дни прошли в томительном, но бесполезном, выяснилось, ожидании. В этом году решила освоить и парусный спорт. Вода – интересная стихия, в которой можно открыть что-то познавательное. Думаю, во время гонки родится сюжет моей новой картины».
А маркетолог и организатор деловых мероприятий Светлана Никифорова – судоводитель с лицензией. Международные права на управление большими чартерными яхтами она приобрела вместе с супругом 10 лет назад – в Турции. И с того времени ходила под парусом по всему Средиземному морю – у берегов Испании, Италии, Франции, Греции. За её плечами – около трех тысяч морских миль. И не случайно, что на «Lady A» Светлана – рулевой.

У штурвала — Светлана Никифорова.
«Когда я первый раз взошла на яхту, то даже не знала, что есть такой парусный спорт, – добавляет Никифорова корреспонденту «ПС». – Но, получив лицензию, сама принимала участие в любительских регатах – дважды мы заняли в них третье место. А теперь мы с мужем открыли для себя чартерный яхтинг и в Питере – благо парусное судно не дороже автомашины. Однажды я шла на пароме из Хельсинки в Стокгольм – и это оказалось невероятно скучно. А на лодке даже на простой прогулке можно пропустить такой порыв ветра, что мало не покажется. И под дождем ходила. Это, кстати, иногда бывает классно. Я уже агитирую наших девчонок поехать в Турцию на гонку «Woman Race», где выступают только женские команды. Хотя чартерные яхты от прогулочных отличаются управлением, прежде всего, настройками парусов».
При этом некоторый опыт в яхтинге прежде имели лишь Щелканова, Никифорова и Капитонова. А остальные начали занятия с нуля. Поэтому на тренировки девушки выходят под водительством опытного шкипера Михаила Воронова.(vk.com/mikevoronov). Он, к слову, накануне победил с другой – мужской – командой в исторической 100-мильной гонке вокруг острова Нерва.
Эмоции бьют через край
Занятия шли две недели. Леди разучивали повороты возле ЗСД и футбольного стадиона на Крестовском острове, выходили непосредственно в Финский залив.
«Поначалу я испытывала шок от огромного количества мудреных яхтенных терминов, которые пришлось осваивать, – говорит Екатерина Казанина. – Второе, я не очень сильна в физике, не понимаю, как, к примеру, дует ветер. И Михаил буквально на пальцах объяснял нам, словно детям, под каким углом и почему именно так необходимо ставить парус. Но выстроил работу так, что мы постепенно эти знания наращивали. Однако сразу появились позитивные эмоции – ты немного изменила положение стакселя (треугольный косой парус, обрамляющий переднюю мачту – прим.ред.), и яхта сразу «ломанулась» вперед. Мы на полном «кайфе» ушли с первой же тренировки».
«А я приобрела необычайно интересный опыт владения шкотами, – продолжает Паркина. – Кажется невероятным, как вообще эта махина — яхта — движется по воде. Но понимание того, как именно дернуть веревку, чтобы парус в итоге поднялся, вызывает невероятные ощущения. И они приводят меня в неописуемый восторг».
Тонуть они не собираются
За это время девушки овладели многими яхтенными навыками. Прежде всего, умением маневрировать на яхте – ведь на старте лодки двигаются в ожидании судейского сигнала, не имея права раньше срока пересекать воображаемую линию. Образуется страшная толчея, в которой можно потерять, столкнувшись с другим бортом, драгоценное время.
К счастью, добавляют они, умения завязывать узлы морские не потребовалось. Основная моторика рук была связана с травлением и выбиранием шкотов (веревок). Да и яхта классная – французской постройки, в Питере всего около года. Считается быстрейшей во всем нашем городе. На ней впору выигрывать международные даже регаты.
«Сложно ли работать с женщинами? Нет. Все они адекватные, неконфликтные и целеустремленные, что очень важно, – объясняет корреспонденту «ПС» капитан Михаил Воронов. – Прежде всего, важно понимание процесса управления судном – без этого работа команды не может быть эффективной. Полностью этого к ним, на мой взгляд, не пришло до сих пор. Многому еще нужно учиться, но это естественно».
«Я, кстати, плавать не умею, — признается Екатерина Карабаева. – Но тонуть мы не собираемся. Планируем выигрывать. И, к слову, на регату выйдем мы в очень красивых белых куртках – а я люблю все новое, прекрасное и интересное».
Попутного ветра!
Регата на Кубок яхт-клуба «Балтиец» — ежегодная 10-мильная гонка, которая проводится в Финском заливе и Невской губе в два круга (а, точнее, в северной оконечности «ковша» дамбы Морского канала и в Южной Лахтинской отмели). И состоит она из двух этапов – в июне и в сентябре. В прошлом сезоне её выиграла как раз яхта «Lady A» под руководством Михаила Воронова.

Да, в управлении яхтой эмоции бьют через край!
«Но наша задача – не победить, а получить удовольствие, вдохновить других, доказать себе и всем, что можешь просто потому что хочешь, – уточняет Казанина. – А остальное – дело техники».
И яхтсменки верят: все у них получится.
Кстати
Яхта Archambault 40RC Lady A
Длина – 11,98 метра. Ширина – 3.80 метра. Осадка – 2.50 метра. Вес – 6,5 тонны. Скорость – 20 узлов. Абсолютный победитель 33-й регаты «Кубок яхт-клуба «Балтиец». Серебряный призер чемпионата Санкт-Петербурга в классе ORC1. 22-е место на чемпионате мира ORC в классе В (лучшее из всех российских лодок).
Владислав ПАНФИЛОВ
Фото Бориса ОСЬКИНА