Одно из знаковых событий, которые произошли в отечественном спорте в уходящем году — официальное признание в нашей стране aerial dance. Это, между прочим, маленький, но шаг для продвижения воздушной гимнастики в программу Олимпийских игр. При этом в нашем городе воздушный современный танец развивается бурными темпами.
…Знакомьтесь: Арина БАЛЬКИНА. Петербургская красавица блистала на этапе «Кубка Федерации» по воздушной гимнастике, который состоялся в ноябре на берегах Невы. Танцует девушка в кольце, на полотнах и в стропах. И всегда остается на высоте. О нюансах этой необычной дисциплины она рассказала корреспонденту «ПС».
— Несколько лет назад в Петербурге мало кто имел представление о воздушной гимнастике. В ней даже не существовало четких правил. Доходило до курьезов. Рассказывают, что однажды в городской Спорткомитет обратились за разрешением на проведение соревнований по этой дисциплине, и чиновники от спорта у организаторов поинтересовались: «Все участницы умеют плавать?» Думали, что девушки танцуют над водой, в бассейне…
— Я не люблю бассейн. Плавать, конечно же, умею, но на среднем уровне, даже близком к плохому. И не считаю, что над водой танцевать безопасно — не все гимнастки смогут удержаться на поверхности. И не всем это нужно. Мне комфортнее над матами. Они в любом случае мягче. И нырять никуда не придется. И я точно знаю, что «выплыву», не «утону». Воздушное кольцо понравилось своим своеобразием — его тоже любят немногие девушки, поскольку он являет собой металлический обруч, танцы на котором оставляют не самые приятные ощущения. Но зато смотрятся они очень эффектно, если умело им владеть.
— Как же оказались в этом виде спорта вы?
— Совершенно случайно. Я жила в маленьком городе Мурманской области, где окончила школу олимпийского резерва по художественной гимнастике. И нужно было двигаться вперед, искать новые увлечения. Однажды на просторах Интернета мне попалось объявление о наборе в студию воздушной гимнастики. Помню, подумала: «О, это интересненько!» Там при входе висели снаряды – кольцо и полотна. Изначально воспылала страстью я к полотнам. А кольцо я его не любила, я его боялась. И к нему привыкла я не сразу. Но тренер грамотно преподавала. Пусть и заставляла с ним работать. И теперь это оптимальный для меня снаряд.
— То, что воздушное кольцо напоминает обруч из художественной гимнастики, помогло в итоге подружиться с ним?
— Возможно, это и сыграло свою роль. В художественной гимнастике любимым снарядом у меня был именно обруч.
— Есть ли своя специфика танца на разных снарядах воздушной гимнастики — тех же кольцах, полотнах?
— Различия между полотнами и кольцом огромные. Полотна, я считаю, тяжелее — держаться на них нужно очень крепко, не «присесть» во время выступлений и не отдохнуть. И с ними я не подружилась. К тому же для полотен требуются залы с высоким потолком, а в Питере в студиях с этим проблемы. А в кольце программа даже снизу смотрится эффектно. Иной раз и сама я задаюсь вопросом: чем же ты держишься при положении тела таком? В кольце по сути все статично, но вокруг его оси возможно делать неожиданные «перехваты», интересные вращения. Пробовала также мёбиус. Это тоже кольцо, только изогнутое в разные стороны. Это далось необычайно сложно, ведь привычная опора по бокам снаряда сдвинулась, и ориентация в пространстве потерялась.
— Вспомните свои наиболее яркие образы…
— На питерском этапе «Кубка Федерации», к примеру, образ выражался чем-то плавным и загадочным. Возможно, если посмотреть на мой костюм, узоры его в нем символизировали космос. И еще — воительницу. Я была и Монстром из ящика Пандоры, и Восточной Красавицей — на полотнах танцевала в широких штанах и в костюме с огромными рукавами, делая соответствующие «волнообразные» движения. А на заре своей карьеры исполняла и роль Лары Крофт. Причем выступала в таком серебристом наряде. Похожим на тот, что носила сама главная героиня фильма («Лара Крофт. Расхитительница гробниц» с Анджелиной Джоли – —прим.ред.). А сзади на экране в ходе номера для вящей убедительности демонстрировалась её фотография.
— А что из черт характера Лары Крофт присутствует в натуре самой Арины Балькиной?
— Возможно, целеустремленность. Не все способны продержаться в кольце пять-шесть лет. Это больно и травмоопасно, требуются серьезная физическая подготовка и гибкость. Страсть к путешествиям, авантюризм? Скорее интерес к чему-то новому присутствует — я жила в разных городах. И в Мурманской области, и в Псковской, и в Питере. Правда, за границей побывала только в Белоруссии, да и то на отдыхе, в санатории.
— Где и как готовят костюмы для выступлений в воздушной гимнастике? И сколько это стоит?
— Пошив комбинезона — достаточно сложный процесс. Он начинается с задумки в голове — будущий костюм обсуждаем с родителями, с тренером. Нужно ведь вживаться в роль. Когда образ сформирован, едем к швеям, снимаем мерки. Зато стразы я клею сама. Можно, естественно, найти готовый вариант в интернет-магазинах. Стоит он довольно дорого. И даже весьма дорого, если хороший. Но сколько именно, не скажу.
— А сколько времени уходит на столь броский макияж?
— Этот я сделала всего за полчаса, в «уголке» на коленках, со своим зеркалом и со своей косметикой. Я взрослая: справляюсь с макияжем сама. Хотя можно было обратиться к визажисту или к родителям. Черно-синие губы с синими вставками в виде страз придуманы под костюм. Что до музыки для выступления, то я долго искала именно такую — без слов, но с басами, с плавным акцентом в середине программы. С ней сложно, зато интересно попадать руками и ногами в такт.
— Нынче полотна и воздушное кольцо официальны признаны в России Министерством спорта. Верите в то, что воздушная гимнастика в перспективе попадет и в олимпийскую программу?
— Возможно, через много-много лет это и произойдет. Почему бы и нет?
— В чем же тогда для вас сейчас заключается «кайф» от занятий воздушной гимнастикой?
— Высота — это все-таки адреналин. Мне нравится именно высота. Возможно, на тренировках она и не так сильно ощущается. Но в студии она одна, а на соревнованиях — другая: нужно уметь адаптироваться к новой обстановке. Экстрим манит. Плюс воздушная гимнастика это красивое тело и сильные руки, возможность выразить себя на сцене, артистизм, даже умение вести себя иначе, чем в обычной жизни.
— Какой совет дадите девушкам, которые заинтересуются воздушным кольцом, стропами или полотнами?
— Прежде всего, обязательно нужно попробовать. Ведь жизнь у нас одна — не следует стесняться, а тем более бояться. Да, на первых занятиях многим становится страшно, и люди уходят из этого спорта. Но грамотный наставник всегда вас поддержит. Главное, не останавливайтесь!
Прямая речь
Виктория СМОЛЬСКАЯ, президент федерации воздушной гимнастики Санкт-Петербурга:
— Арина Балькина — длинноногая красавица, которая уже давно занимается в нашей студии. Выступает в воздушном кольце, на полотнах и стропах. Но кольцо – основной для нее снаряд. Ей удаются силовые элементы и особенно «обрывы», на которые идти готовы в нашем виде спорта далеко не все. Здесь нужны характер, стойкость. Ведь исполнять «отрывные» трюки на весьма жесткой металлической дуге небольшого радиуса неприятно и немного страшно. А стропы для Арины — это настоящий вызов, нечто новое. И в целом уровень воздушной гимнастики на берегах Невы за последние годы существенно вырос. На некоторые программы в исполнении невских девчонок даже смотреть страшно. Но выглядят они очень эффектно.
Владислав ПАНФИЛОВ
Фото автора