24 октября в нашей стране отметили 125-летие российского футбола. Это официально установленная дата. Есть информация о том, что в нашем городе был сыгран первый матч в отечественной истории этой игры. Но Санкт-Петербург в футболе – пионер не только в этом. В частности, в 1901 году невский «ножной мяч» – так тогда назывался вид спорта – даже толком не родившись, одержал блестящую победу: прошел дебютный чемпионат страны.
Судьба не пощадила очень многих участников первого чемпионата, не сохранив ни их имен, ни поля, где они играли, ни, пардон, резинок от футбольных «шароваров», в которых футболисты туда вышли. Даже на месте стадиона, где состоялись матчи (на фото), сейчас деловой центр…
Кто играл и на какие деньги
Первый Кубок чуть не переплавили на серебро для пролетарской революции, а большинство архивных документов вывезено за границу. Но «Питеру спортивному» все же удалось кое-что раскопать. Итак…
В 1901 году на берегах Невы образовалась футбольная лига. Сформировали ее три команды — клубов «Невский», «Невка» и «Виктория». За «Невский крикет, футбол и теннис клуб», который сокращенно назвали «Невский», выступали только подданные английского монарха, работавшие на Невской ниточной мануфактуре (ныне это прядильно-ниточный комбинат имени Кирова), что на Малой Болотной улице (ныне ул. Красного Текстильщика). Именно он считался фаворитом — ведь на этой ниточной мануфактуре скромным инженером числился Джон Ричардсон (по-русски — Иван Маркович), отец-основатель питерской футбольной лиги. Клуб «Невка», созданный при Сампсониевской бумагопрядильной мануфактуре (будущей прядильно-ткацкой фабрике «Октябрьская»), получил четко выраженную шотландскую направленность, его члены подчеркивали: мы из «Шотландского клуба «Невка»! Ну а «Викторию» учредили представители английской и немецкой питерских колоний, проживавшие на Васильевском острове. Но за нее все же сыграли трое русских — Георгий Ярков, Михаил Григорьев и Василий Браун, который, кстати, оказался капитаном команды.
Быстро отыскали приз — деньги на Кубок Аспдена дал питерский предприниматель Фома Матвеевич. Фомой Томас Аспден, однако, величался лишь на русский лад.
15 сентября 1901 года судья Джон Ричардсон… да-да, по совместительству мануфактурный инженер и председатель лиги, дал первый «турнирный» свисток…
Как выглядел русский футбол
Матч, который судил председатель, состоялся между клубными командами «Невки» (хозяин) и «Виктории» (гость). Гость оказался агрессивным. Но об этом чуть позже.
«Господа спортсмены в белых костюмах бегали по грязи, то и дело шлепаясь со всего размаха в грязь, и вскоре превратились в трубочистов. Все время в публике стоял несмолкаемый смех» — примерно так тогда в нашей стране отчитывались о проделанной работе на футбольных матчах. И об этом, историческом, судили бы, наверное, схожим образом. Но…
Нам удалось найти газету «St.Petersburger Zeitung» — единственную, поместившую большой отчет о матче «Невка» — «Виктория». В ней, выходившей на немецком языке (она предназначалась для «питерских немцев»), был очень приличный спортивный отдел. Приведем репортаж почти полностью:
«Игроки «Невки» в большинстве своем, по сравнению с весьма юными игроками «Виктории», были старше, а следовательно, опытнее, поэтому последние оказались в довольно трудном положении. Дружное, упорное нападение «Невки» не могли сдержать ни отличные беки, ни голкипер «Виктории», и в первой половине матча «Невка» забила два гола. Форварды же «Виктории» играли каждый за себя, безо всякой командной игры, а посему долго не могли добиться уравнения. Тем не менее… после перерыва они стали играть весьма энергично, в то время как игроки «Невки» смотрелись несколько утомленными, особенно форварды. После долгой борьбы одному из форвардов «Виктории» удалось забить первый ответный гол, а вскоре последовал и второй. …И матч завершился вничью — 2:2.
Обе команды показали приятную, довольно безошибочную, искусную игру. Особенно хорошо играли в «Невке» гг. Гилькрист, Харгривс 1 и 2 и Джерард, а в «Виктории» гг. Лауман, Шауб, Рейт, Вардроппер и Браун».
…Ну а в русскоязычной прессе матч упоминания почти не удостоился. Разве что «Мистер Аут», под которым угадывался будущий легендарный основатель собственно российского футбола Георгий Александрович Дюперрон, в еженедельном журнале «Спорт» (в разделе «Легкая атлетика и игры») уделил игре 12 строк:
«В воскресенье, 2 сентября, состоялся первый матч из числа тех, о которых мы говорили в прошлом номере. Играла против «Невки» на месте последней у Сампсониевской мануфактуры. В первой половине игры два раза загнали так называемые «шотландцы» из «Невки», во второй половине два раза загнала «Виктория», так что матч окончился вничью».
И добавил чуть позже пассаж: «Публика на матче была исключительно своя, так как, с одной стороны, мало кому известно, что происходит игра, а с другой стороны, мало кто поедет в такую даль, как Малая Болотная улица»… Однако — прогресс: «Даже стоящий поблизости городовой на вопрос, где играют в футбол, не отзывается неведением, а прямо указывает, в какие ворота нужно идти».
Вот что такое был русский футбол!
Кто стал первым чемпионом
Это «Невка». Стартовав на своем поле домашней ничьей, она затем по разу выиграла у «Виктории» (на чужом поле) и у «Невского», с которым еще также разошлась миром. И, набрав 6 очков (два очка — за победу, очко — за ничью), выиграла чемпионат.
«Виктория» на игру с «Невским» не явилась. И таким способом помогла «Невскому» одержать его единственную «викторию» на турнире. …Впрочем, на итоговом положении команд это не отразилось: «Виктория», набрав с «Невским» одинаковое количество очков (по 3), опередила его по соотношению забитых и пропущенных мячей.
Со следующего сезона к борьбе за Кубок Аспдена подключился «чисто русский» клуб «Спорт», одним из основателей которого стал Дюперрон. И хотя тогда, в 1902 году, «спортсмены» выступили «мальчиками для битья», не выиграв ни одного из восьми матчей, затем они завоевали Кубок Аспдена пять раз — удерживая у себя трофей до 1917 года включительно.
Чемпионат Петрограда продолжился и после революции. Но победитель его уже не мог торжествующе взметнуть вверх Кубок Аспдена… Как выяснил известный петербургский исследователь истории российского футбола Юрий Лукосяк, трофей увез из России на родину, в Швецию, казначей лиги Павел Лидваль (брат знаменитого петербургского архитектора Федора Лидваля), в сейфе у которого хранились и переходящие спортивные призы. А 10 марта 1924 года Ленинградская футбольная лига была ликвидирована Всесоюзным советом по делам физической культуры и спорта — как порождение чуждой буржуазной культуры…
Кстати
Лига организовала и другие соревнования наряду с чемпионатом Санкт-Петербурга, который проходил осенью, а победитель его получал Кубок Аспдена.
Так, с 1904 года стало разыгрываться первенство вторых команд клубов, в котором боролись за Кубок Перзеке, названный именем дарителя — одного из основателей клуба «Спорт», коллежского советника Генриха Перзеке. А с 1908 года разыгрывалось и весеннее первенство, победитель которого получал Весенний кубок.
Борис ОСЬКИН
Фото автора