Ровно 70 лет назад — 19 июля 1952 года в Хельсинки прославленный финский бегун Пааво Нурми зажег огонь XV летних Олимпийских игр. На той Олимпиаде состоялся дебют сборной Советского Союза, в составе который выступали и завоевывали медали наши земляки — ленинградцы.
Напомним, наши соотечественники прежде того дважды принимали участие в Играх — в 1908 году в Лондоне (петербуржец Николай Панин-Коломенкин стал чемпионом по исполнению специальных фигур в фигурном катании) и в 1912 году в Стокгольме. Что занимательно, Финляндия, входившая тогда в состав Российской Империи, на той Олимпиаде выступала отдельной командой (и в футболе даже победила российских спортсменов – 2:1). Но затем сотрудничество с Международным олимпийским комитетом прекратилось почти на 35 лет.
В стране Суоми представители сборной Советского Союза участвовали во всех видах олимпийской программы, кроме хоккея на траве. Всего в сборной было 295 человек (255 мужчин, 40 женщин), они завоевали 22 золотые, 30 серебряных и 19 бронзовых медалей в 6 дисциплинах — спортивной гимнастике, борьбе, тяжелой и лёгкой атлетике, стрельбе, академической гребле — и заняли второе место в неофициальном общекомандном зачёте после США.
Игры в Хельсинки для сборной СССР проходили в напряженной, даже нервной обстановке. Этому способствовали «накачки» от сопровождающих олимпийскую команду советских партийных деятелей. «С нами приехали повара из Смольного, привезли свои продукты и даже цистерны с водой. Опасались отравления», — вспоминал ленинградский гребец Юрий Тюкалов.
Известный ленинградский фехтовальщик Владимир Вышпольский, например, всего один раз вышел на олимпийскую дорожку — в командном поединке против сборной Германии. И проиграл все четыре своих боя. А сборная СССР уступила немцам со счетом 7:9 («Обычно легкий, подвижный, эмоциональный, Вышпольский вымучивал каждый бой, так и не почувствовав второго дыхания, — рассказывал невский историк фехтования Олег Бабенко. — Да, у великих спортсменов случаются черные дни!»).
А футбольную команду ЦДКА, которая тогда и составляла костяк олимпийского состава в этом виде спорта — впрочем, в нем также играли зенитовцы голкипер Леонид Иванов и хавбек Фридрих Марютин — после вовсе расформировали. Так в правительстве страны отреагировали на поражение в четвертьфинале от Югославии (5:5, в переигровке — 1:3), которую возглавляла тогда «клика Тито» (Иосип Броз Тито — югославский политический, государственный и партийный деятель — прим.ред.).
К слову, какую атмосферу создавали эти партийные «накачки», можно представить себе по художественному фильму «Гол в Спасские ворота», в котором, правда, рассказывается об одной, футбольной, команде СССР. Но неудивительно, что выигрывать нашим спортсменам в Хельсинки удавалось, прежде всего, в индивидуальных видах, причем таких, где отсутствовал личный контакт с соперниками (за исключением борьбы) и где наши атлеты сражались с объективными показателями (временем, весом, расстоянием) — гребле и легкой атлетике (но также в спортивной гимнастике).
Не остались без наград и ленинградцы. Достоверно известно о двух золотых медалях, которые они принесли в копилку сборной.
23 июля золото в академической гребле на олимпийском заливе Мейлахти добыл наш земляк Юрий Тюкалов — в заездах лодок—«одиночек».
«На заливе Мейлахти дул сильный встречный ветер. Казалось бы, моим соперникам, более тяжелым, против ветра легче идти. Но встречная волна с барашками сбивала им ритм, а я переносил весло через волны, не касаясь воды, — вспоминал чемпион в разговоре с корреспондентом «ПС» (заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер по академической гребле, художник, архитектор и Почётный гражданин Санкт-Петербурга Юрий Тюкалов скончался в феврале 2018 года — прим.ред.). Победил в первую очередь благодаря технике. Помните, существовала пристань у Летнего сада? А я в лодке у «Авроры» сидел и ждал. Только увижу, как от пристани отваливает судно по направлению к ЦПКиО, — и стартую. И если доходил до ЦПКиО раньше кораблика, то считал, хорошо. На обратном пути я выходил к Елагину мосту № 2 и пытался убежать от речного трамвайчика уже на пути к Летнему саду. И так несколько раз — четыре километра туда, четыре обратно. Челноком таким. А еще гонялся на Большой Неве я специально, когда волна сильная была. Лодка не потонет, а вот грести очень неудобно. И поэтому требовалась отточенная техника».
А 26 июля вторую золотую медаль ленинградской команде принесла легкоатлетка Галина Зыбина. Она стала олимпийской чемпионкой в толкании ядра с результатом 15 метров 28 сантиметров – то был новый мировой рекорд!
«Более фактурные соперницы частенько удивлялись тому, что у меня получается их побеждать, – говорит Галина Зыбина корреспонденту «ПС». – Я трудилась – вот и весь секрет. Была подвижной, с крепким координированным телом, гибкими суставами, хорошими мышцами. Думаю, это из-за того, что я с пяти лет занималась хореографией, бальными танцами».
Добавим, что в СССР Олимпийские игры-1952 в Хельсинки имели неформальное название «Игры фронтовиков». Костяк советской команды тогда составили люди, прошедшие войну — кто-то на фронте, некоторые в тылу. А иные, как Галина Зыбина и Юрий Тюкалов — и Блокаду.
Фото: Wikipedia Commons.