Сам Олег Протопопов — из породы жизнелюбов. Олег Алексеевич следует диете, разработанной когда-то ученым-целителем Владимиром Волковым, тренирует — чтобы не влачить существование, а работать активно. Раскисать себе не позволяет. По-прежнему выходит на лед, чтобы не терять навыков. И живет, следуя принципам. Своим. Наперекор, случается, общественному мнению и судьбе.
Флотская закалка
…Спортивная карьера Протопопова могла бы и не состояться — в 18 лет его направили на флот. Тогда матросы-срочники служили по 5 лет, на кораблях, а не в привычных современным атлетам «спортротах». Олег драил палубу, нес боевую вахту. Но умудрялся совмещать это с фигурным катанием. Которым занялся довольно поздно – в 15 лет (в 1947 году).
И это при том, что боцманом на судне был отец… Станислава Жука, будущего конкурента Протопопова в парном катании (многократный чемпион СССР и многократный призёр чемпионатов Европы в дуэте с Ниной Жук, на Олимпийских играх—1960 в Скво-Вэлли они заняли 6-е место — прим.ред.) — и потому относился к Олегу придирчиво. Но наш атлет все равно изыскивал возможности для тренировок.
Отслужив, он продолжил кататься. Сперва — с Маргаритой Богоявленской, затем — с Людмилой Белоусовой, которая переехала из Москвы в Ленинград поступать в Институт инженеров железнодорожного транспорта. Именно в дуэте с ней он и станет двукратным олимпийским чемпионом, Игр 1964 года в Инсбруке и 1968 года в Гренобле. А тренировались фигуристы в здании бывшей церкви на 15-й линии Васильевского острова.
«Олег и Люда обожали заниматься «при закрытых дверях», в обстановке секретности, — добавляет Лидия Киселева, «архивариус» питерской Академии фигурного катания. — Они именно запирались в здании бывшей церкви, чтобы никто не подсматривал».
В коридорчике — магнитофончик
В Инсбруке на первой «золотой» для Протопопова и Белоусовой Олимпиаде случился конфуз. На жеребьевке ленинградцы вытянули наиболее «счастливый», 13-й номер — потому что катались последними. Тогда австрийские организаторы Олимпиады, чтобы увеличить шансы местной пары Киллиус — Боймлер (а они открывали прокат) отменили разминки второй половине участников. Но в советской сборной на это не обратили внимания… В общем, Белоусова и Протопопов пришли во дворец, когда разминок более не предусматривалось. И как же выходить на олимпийский лед, не «прочувствовав» его?!
«Я придумал выгородить из скамеек уголок, поставить в коридорчике магнитофончик — и мы с Людмилой полтора часа, пока участники соревнований катались на льду, под музыку изображали элементы программы, — рассказывает корреспонденту «ПС» Олег Протопопов. — И в итоге победили.
В те годы у Белоусовой и Протопопова и мысли не было уехать за границу. По словам заслуженного артиста России и заслуженного тренера России Ирины Яковлевой, которая возглавляет питерскую команду по синхронному катанию «Парадиз», они появились уже во время выступлений вместе с ней в ленинградском балете на льду.
«Мы счастливы здесь, в Гриндельвальде, где встретили много замечательных людей, которые поддерживают нас», — говорил Олег Протопопов, когда корреспондент «ПС» напросился к нему и Людмиле Евгеньевне в гости — во время бернского чемпионата континента по фигурному катанию (увы, Людмила Евгеньевнаскончалась в сентябре 2017 года). В августе 1979-го спортсмены, гастролируя по европейским странам, попросили политического убежища в Швейцарии. Знали: в Гриндельвальде есть каток, который работает осенью, — без заработка не останутся.
В Швейцарии они поселились в шале «Ааммолтра», что на местном диалекте означает «Вишня».
Зимняя «вишня»
Здесь Олег Алексеевич и Людмила Евгеньевна работали над фильмом о самих себе. Именно поэтому в центре гостиной разместили телекамеру, обернутую в полиэтилен. На полу — 25-фунтовая гантель. Что удивительно, одна. И поворотный круг, который помогает Протопопову преодолевать последствия болезни. Он каждый день встает на этот круг, толкается одной ногой и крутится вокруг своей оси в разные стороны — то приседая глубоко, то вытянувшись в струнку. «Приносит облегчение», — уточняет.
Завтрак — скудный: ломтики швейцарского сыра, песочный тортик с ягодной начинкой, чай.
«Я не пользуюсь автомобилем: живу в пяти минутах ходьбы от катка, где практикую, — говорит корреспонденту «ПС» Олег Протопопов. — Швейцария — свободная страна: здесь каждый может обратиться к тренеру и, заплатив ему, практиковаться».
Впрочем, в Гриндельвальде Олег Протопопов обычно живет лишь зимой. На весну и лето он переезжал в США — в Бостоне катался в ледовом шоу, в Лейк-Плэсиде, где у них тоже есть апартаменты, занимался с фигуристами. К слову, Олег Алексеевич лично объяснял питерской «одиночнице» Ксении Макаровой, чемпионке России-2010, как правильно располагать коньки во время приземления.
Неудивительно, что Протопопов в свои 90 лет прекрасно знает о тенденциях, которые сложились в фигурном катании, тем паче что за многими соревнованиями он наблюдает по телевизору. В частности, во время чемпионата Европы в Берне в приватном разговоре с корреспондентом «ПС» Олег Алексеевич выражал неудовольствие тем, что многие спортсменки-«одиночницы» умеют прыгать только возле бортика. И сетовал, что выразительность ледовых программ в целом несколько ухудшилась.
«Когда катались мы с Людмилой, то создавали на льду настоящие художественные постановки. Музыка определяла те движения и элементы, которые мы делали, а также их последовательность, компоновку. Образы продумывались до мелочей, чтобы программа обрела законченность и целостность, — уточняет двукратный олимпийский чемпион. — А нынешнее парное катание довольно скучное. Это акробатика, а не искусство. Спортсмены словно затянуты в корсеты. Им зачастую все равно, под какую музыку прыгать, — никакого стиля, никаких программ и ярких образов».
! «ПС» присоединяется к многочисленным поздравлениям Олега Протопопова и и желает юбиляру еще долгих лет активной жизни!
Фото Бориса ОСЬКИНА